Найти тему
АиФ – Урал

Хранители лайков

   Хранители лайков
Хранители лайков

На дворе ХХI век и, что бы вокруг ни творилось, – это век технологий. Их развитие подстегнул ковид, загнавший существенную часть жителей планеты на удаленку и окончательно утвердивший Windows в роли главного окна в мир. Даже небольшой сбой в работе соцсетей – уже повод для ажиотажа в лентах новостей, а кратковременное исчезновение интернета на любимом гаджете вызывает панику. Интернет и мобильная связь уже давно не роскошь, а часть окружающей среды – как воздух или водопроводная вода и электричество. И мало кто задумывается о том, что за этим стоит работа десятков и сотен людей, хотя их труд зачастую не легче чем, например, у строителей БАМа или Транссибирской магистрали.

Зимняя зарисовка

Уральский лес зимой очень красив, но не совсем гостеприимен. Рассыпчатый снег свисает с веток причудливыми белыми шапками и метровым слоем укутывает стылую землю. И по этой белой глади движется человек с лопатой, которой он простукивает почву, сокрытую под снежной пустыней. В какой-то момент на очередной удар земля откликается звонким ударом – под снегом найден люк. Теперь надо расчистить площадку и поставить палатку. Не для уютного туристического лагеря, а для конкретной рабочей задачи – прокладки резервной линии связи.

  «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
«АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Интересно, что в век высоких технологий и огромных объемов информации в интернете, большая часть человечества предпочитает не задумываться, откуда он берется. Для многих, например, является новостью, что до вышек мобильной связи интернет доставляется по подземным кабелям, тысячи километры которых идут под землей по всей стране. Естественно, такая огромная сеть не может работать без сбоев – где-то вышла река из берегов и затопила кабельную канализацию.

В другом месте рабочие бурили грунт для своих целей и случайно перебили кабель. Абонент об этом и не узнает, потому что для него это выразится разве что в небольшой задержке просмотра любимого сериала в онлайн-режиме или притормаживании загрузки фотграфий в соцсеть. Потому что системы мгновенно переключат его с основного канала на резервный, а на место повреждения отправится группа инженеров-связистов для устранения повреждения. Среднестатический абонент «Ростелекома» не имеет доступа к интернету всего 4 минуты в год.

  «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
«АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Проникновение интернета в нашей стране растет. Те, кто не бывал в зарубежных странах, особенно в не очень развитых, могут этого не замечать, но Россия третья в мире страна по уровню проникновения интернета. Даже в глухих деревнях у нас появляется доступ к высокоскоростному интернету – спасибо федеральной программе «Устранение цифрового неравенства», которую воплощает «Ростелком» совместно с Минцифры РФ. И поэтому ежегодно десятки километров оптоволоконного кабеля укладываются в землю в виде основных и резервных линий связи – зимой и летом, в разных погодных условиях. Причем, по сравнению с другими странами, у нас интернет еще и существенно дешевле.

Хорошо в лесу зимой

Итак, усредненная картина работы связистов в зимнем лесу выглядит так: после подготовки площадки и установки палатки, в которой будет производиться тонкая часть работы, вскрывают люк. Под ним скрывается доступ к кабельным каналам, через которые проложены оптические линии. Дальше, в зависимости от задачи, производится ремонт поврежденного участка кабеля либо прокладка нового. Причем кабельная канализация может оказаться затопленной и тогда придется сначала ее осушать. А сами трубы, через которые проложен под землей кабель, могут оказаться местами заледенелыми из-за грунтовых вод – тогда их тоже придется сначала отогреть.

  «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
«АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Затем через кабель-каналы протягивают новую оптику. Потом куски уже проложенного оптоволокна сваривают между собой. Работа это тонкая и делать ее на морозном уральском воздухе трудно, да и некомфортно. Для этого и нужна палатка, защищающая от ветра. В ее недрах сращиваются куски заново проложенной оптической линии или поврежденного участка. Затем следует обратный процесс – упаковка кабеля в муфту, помещение муфты в кабельную канализацию и возвращение люка на место. И все заново – уже на другом участке. За шесть лет только на Среднем Урале связисты «Ростелекома» проложили более 7 тысяч километров линий связи. Это титанический труд десятков людей – в первую очередь тех, кто занимается тяжелой работой «в поле».

«Работаем в любую погоду, – рассказывает инжинер связи Александр Титов. – Иногда приходится постараться, чтобы найти колодец под снегом. Может понадобиться муфту отогревать в колодце».

  «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов
«АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Бригады связистов работают день и ночь. Иногда, по сезону, по пояс в воде или снегу – и все для того, чтобы каждый пользователь продолжал ставить лайки, постить фотографии в соцсетях, смотреть видео в сети. А также в любой момент мог позвонить близким или связаться с экстренными службами. Чтобы проложить зимой один километр кабеля по подземной инфраструктуре бригада из шести человек работает примерно неделю. Так что от безделья зимой связисты не страдают. Несколько часов работы в снегу, короткий перерыв, чтобы отогреться, и снова в путь, к очередному участку. Так безаварийную работу оптических сетей для половины полуторамиллионного Екатеринбурга обеспечивают три десятка связистов.

Мужчины тут крепкие, привыкшие. Говорят, что обморожений у них не случается, хоть и работать приходится на морозе. Опасной или особо тяжелой свою работу они не считают, хотя из теплого и уютного офиса она может показаться каторжной. Но благодаря ей в этом самом офисе или в квартире на удаленке всегда есть стабильная и качественная связь. А какой без нее сегодня уют?