Найти в Дзене
Маньяк на кофеине

Настольная терминология. Евро, амери, семейки. Ху из Ху?

Пожалуй, первое, что вы должны знать про настолки – это то, что они не ограничиваются Монополией, Манчкином и Уно. В настольном сообществе упоминание этих поделок – табу. Современные настольные игры делятся на множество жанров, многие из которых тесно перекликаются друг с другом. Но основополагающее деление между ними – это два направления, амери и евро. Подчеркну – амери и евро - это не жанры, а скорее школы игрового дизайна. Зачастую современные настольные игры заимствуют друг у друга какие-то черты, и не всегда можно с уверенностью заявить, что это – 100% представитель европейской школы.

-2

Так вот, Евро- игры, как правило - экономические. Здесь минимальный уровень взаимодействия и конфликта с другими игроками, а главная цель - набрать больше победных очков (ПО). В евро-играх мы развиваем винодельческие хозяйства/колонии на Марсе/строим производства смартфонов/развиваем промышленность или энергосеть. Евро-игры минимально языкозависимы, здесь часто меняется один ресурс на другой, а третий - на ПО. В Евро главное - механика, а не атмосфера, Здесь как правило, деревянные компоненты.

В америтрэше - наоборот. Игры заточены под конфликт и противостояние (неважно, между игроками или с игрой, в кооперативном режиме). Здесь превалирует атмосфера (за счёт прописанного сюжета или игровых событий) и случайность 9от броска кубиков или выхода карт сюжета) Амери-игры отличаются дорогим продакшеном (обилием миниатюр монстров/героев, сюжетом, который нужно переводить на разные языки, множеством компонентов). Кроме того, игры этой школы славятся атмосферностью, возглавляете ли вы клан викингов, ищущий славы перед Рагнарёком или же защищаете Средиземье от Тёмных сил Саурона. Как вы понимаете, я адепт второй школы - и больше всего люблю игры американской школы. Что не мешает мне играть и получать удовольствие от евро-настолок. Поэтому, я буду приеодически писать о тех, и о других играх

-3

И, раз уж мы разобрались с основами, можем заодно пробежаться по самым популярным жанрам, по которым делят игры. Здесь и "жанры" - условность, ибо многие из них выделены по а) теме б) игровой механике в) атмосфере в игре.

Два самых размытых жанра - это семейная игра и филлер. Первое - это игра, условно, в которую можно усадить всю семью, с детьми, родителями и бабушками-дедушками. Здесь нужна нейтральная тема (постройка ж/д маршрутов, наблюдение за птицами, заполнение динопарка) и лёгкий рандом, чтобы уравнивать шансы. Ну, и механики попроще. То бишь, к семейным играм относятся Билет на поезд, Фототур, Крылья, Королевство кроликов…. Во втором случае - игра должна быть а) очень быстро играющейся (например, если вы проиграли в Особняках безумия или Немезиде на первом ходу) и б) как можно более простой, чтобы не затягивался игровой процесс. И вот тут бы я вспомнил Пару, Кошмариум, и прочие небольшие коробочки.

-4

Контроль территорий ( очень часто их называют ещё Dudes on the map) - игра на завоевание и удерживание территорий. Ярчайшие представители - Цивилизация, Кровь и ярость, Игра престолов. Вы строите войска, призываете мифических существ, приобретаете новое оружие - всё ради того, чтобы оттяпать себе больший участок земли. Как правило, эти игры оснащены миниатюрками солдат, но вот Маленький мир или Битва за Рокуган прекрасно без них обходятся.

Колодострой (иногда бывают вариации м построением мешка или даже построением пула кубиков) - игра, где ваш основной механизм работы с окружением - ваша колода карт. Треть из них даёт перемещения, ещё парочку - атаку, а остальные - деньги. В свой ход вы можете докупить в неё новых (или убрать старые) карт, прокачивая себе возможные действия, получая с карты не пл 1 атаке/монетке, а по 2, условно. И уже дальше бегая по подземельям дракона, побеждая тёмных волшебников, ломая друг другу космические корабли, но всё сильнее и сильнее! К таким играм относятся Кланк!, Звёздные империи, В поисках Эльдорадо.

-5

Ролл-энд-райт - вы бросаете кубики или открываете из колоды несколько карт... И исполняете выпавшее, рисуя карандашиком в блокноте. Можно рисовать карту королевства, ловить и продавать рыбов, застраивать городские кварталы, и так далее. Из примеров – Бумажные кварталы, Картографы, Тропы Туканы.

Кооператив – с этим более-менее ясно. Вы обороняете мир от древнего зла/спасаете население земли от эпидемии/идете обламывать рога Саурону/приключаетесь в водах Карибского моря сотоварищи. Проигрываете и выигрываете, разумеется, все вместе. К таковым я б отнёс Древний Ужас (и все игры по Лавкрафту), Властелин Колец: Странствия в Средиземье, Забытые моря. Иногда случаются полукооперативные игры, например, один против всех (Ярость Дракулы, Бэтман Хроники Готэма и другие)

Драфт – игры, основанные на механике распределения карт/рабочих/кубиков. Вы набираете 10 карточек с различными постройками/эффектами/бонусами, выбираете из них 1-2, а остальное передаёте соседу. И вот тут уже хитрость – не только обеспечить себе максимально выгодные карты, но и обломать оппонентов с нудными им. Ярчайшие представители жанра – это 7 чудес, Этот безумный мир, внезапно – Драфтозавры.

-6

Варгейм – пожалуй, один из самых «сложных» к описанию жанров. Они достаточно сложны. Нацелены на скрупулёзно точное воссоздание конфликтов (не обязательно военных, как Сумеречная борьба), зачастую пренебрегают оформлением и красивостями в угоду функциональному дизайну (где одни квадраты убивают другие квадраты чтобы построить в освободившемся квадрате новый квадрат). Тут можно вспомнить Дом Павлова, Блицкриг, Heroes of Conflict.

Детективы - соответственно названию, велят вам раскрыть дело, решить головоломку, найти убийцу и прочее. Их масса - на карточном движке (Мортум), с приложением для qr кодов и VR (место преступления), или с газетными вырезками и книгой историй (Шерлок Холмс).

Абстракты - невероятно, но это игра с чисто номинальной темой, которая мало связана с механиками игры. На эту игру можно "натянуть" любой сеттинг и любой дизайн, но это мало чего изменит.

-7

Дуэльные - с этим всё понятно. Преимущественно, дуэльные игры достаточно конфликтные и быстро играются (если это не Война кольца или не Звёздные войны Восстание).


Патигеймы - как ни странно, игры на шумную компанию, где а) много человек и б) они не хотят заморачиваться с правилами, а хотят поржать. в них входят игры на ассоциации (аля Элиас, крокодил, кодовые имена) социальную дедукцию (типа криминалиста, бункера, сопротивления).

Так, вроде бы всё перечислил и ничего не забыл. Вопросики?)

-8