Манга с гаремом, этти, клише-ситуациями и совсем нетипичными для манги рутами. И самая что ни на есть обычная аниме-адаптация.
Здравствуй, дорогой читатель!
Сегодня речь пойдёт о немаленькой манге, рассказывавшей об учёбе и простых буднях из жизни трудолюбивых подростков, что не могут учиться, но очень хотят. Изначально выделившись среди других представителей своего жанра в манге («Пять невест», «Нисекой» и иже с ними) наличием равнозначных прописанных концовок для каждой из главных героинь. О том, что удалось раскрыть, а что не очень, то, что простить можно, а что даже нелинейностью не лечится (и что порождается ею), совершенно ненужных намёках аниме, а также о пресловутой химии и пути к счастью, и пойдёт речь в статье.
Итак, начали!
1.О завязке сюжета.
Манга. Автор: Тайси Цуцуи. Публикация: 2017–2020 (Shounen Jump (Weekly)). Средняя взвешенная оценка на MyAnimeList: 7,6 (35 392 голосов); личная оценка: 7,15.
Аниме. Студия: SIlver&Arvo Animation. Год выхода: 2019. Средняя оценка двух сезонов: 7,32 (взят сайт MAl; всего голосов 182711); личная оценка – 7,0.
Обычный японский старшеклассник Нариюки Юйга хотел лучше всех сдать экзамены, дабы получить VIP-рекомендацию, как по щелчку открывающую двери в самые престижные ВУЗы страны. Но стать лучшим ему постоянно мешали две гениальные одноклассницы: Ридзу Огата, по способностям к вычислениям, сравнимая с компьютером, да милейшая и обаятельнейшая Фумино Фурухаси, способная за две минуты на коленке левой пяткой написать драму, берущую за душу. Победить таких колоссов, сдающих профильные экзамены на все 146 баллов из 100, Нариюки не имел и шанса, но удача улыбнулась-таки пареньку: обе девушки хотят поступать по направлениям, в которых у них ничего не получается, а значит им нужен репетитор! Вот только одна загвоздка: Огата абсолютный нуль в психологии и литературе, а Фумино презренная мелкая блошка на пространстве царицы наук, интегралов и производных не ведающая. И ладно бы только это, обучить их не может никто: даже снежная королева школы, строгая, но справедливая Мафую Кирису успехов не достигла. Но раз на кону стоит вип-рекомендация, то почему бы не попробовать? Даже если к ним добавится Урука Такемото, которую надо подтянуть по английскому, чтобы сия генки-пловчиха (и подруга детства ГГ ещё) могла в случае чего международную спортивную карьеру устроить. И со всеми этими девушками Нариюки предстоит разобраться, подтянуть им оценки (в случае с учительницей придётся просто взять на себя работу по дому), постоянно влипая в неловкие ситуации и, быть может, даже влюбиться. А начиная с подготовки в летней школе, ещё и помочь старшой Асуми Коминами, флиртующей в шутку (ли?) с ГГ, с повторным поступлением в ВУЗ, подтянув девочку по физике и биологии.
1.2 Клише, жанры и структурные проблемы.
Начать стоит с того, что прежде всего бросится в глаза как в аниме, так и манге – ощущение «где-то это уже было»? Здесь собраны абсолютно все полюбившиеся и не очень неловкие клише-ситуации: Нариюки и девочке [X] приходится вместе прятаться, опровергать шиппинг окружающих фразой «да нет между нами ничего!», постоянно обниматься, падать лицом в грудь, носить учительницу на руках (тут Мафую выделилась, ибо других ГГ по три раза на руках не носил), поскальзываться, попадать в ситуации, где опять «вы не так не поняли!», слушать, как героя называют извращенцем по сто раз на дню, ведь он совершенно случайно увидел панцу или грудь очередной девочки. Я не против клише как таковых, многие здесь реализованы неплохо и даже улыбают, но когда одно и то же показывают во второй, третий раз («неожиданный» случай на горячих источниках или очередную потерю сознания Мафую) понимаешь, что меру надо знать, а не катиться в самоповторы.
Также весьма странными показались вкрапления сверхъестественного (в аниме эти главы не экранизовали, поэтому оно без сего изъяна): ладно, когда на одну главу вводят девочку-призрака в квартире, юмора ради: отсмеялись и забыли, прощаемо. Но тут на действиях этой девочки построили целый рут одной из подружек Юйги и при этом больше никак, НИКАК сверхъестественное себя не проявляет (за исключением скелета в кабинете биологии). Спрашивается, в каком странном мире с одним призраком живут герои? Но это ещё ладно, по сравнению с главой, где Юйга упав лицом в грудь училки, телепортировался в прошлое и провёл с Мафую в молодости день в парке развлечений, изменив линию времени (вплоть до воспоминаний в настоящем), это вообще фигня. Конечно, манга комедийная, но неужели это значит, что можно пихать любой треш? Правда же оказалась такова, что сценарий к этой главе придумывали фанаты (а Мафую побеждала в опросах на самого популярного персонажа манги). И вот после такого отношения к сценарию, позволяющему впихивать в себя что угодно, уже и не уверен, что хуже: настолько идти на поводу у своих фанатов или впадать в другую крайность, создавая абсолютно ахинейную концовку, зато ничьим требованиям не потакая.
Однако самая серьёзная моя претензия к манге заключается, как ни парадоксально, к рутам. Не самой их системе, а именно реализации. Так, манга свои 140 глав идёт так называемым «коммон рутом», события которого, если не показали иное, происходили во всех концовках. И вот в самом конце «коммон рута» одна из девушек признаётся Нариюки в любви. По идее, во всех остальных концовках, кроме её собственной, надо либо показать альтернативную версию событий, где героиня не признавалась Нариюки в чувствах, либо показать (или хотя бы упомянуть), что на признание он отказался. Но в двух концовках забили даже на это, использовав волшебную перемотку времени на несколько лет вперёд. А отказывал там Нариюки или ему вообще не признавались, пусть читатель сам додумает. Хотя как мне кажется, уж такую-то серьёзную тему стоило обыграть (это сделали, но лишь в одной концовке, хотя по идее должны были ещё в трёх). Порой забивается болт на остальных девушек: где-то их покажут, что там с ними стало, где учатся, кого тренируют, а где-то попросту вычеркнут навсегда из памяти. Это пусть и более оправданно (жизни-то сложились разные), но также обидно: с ними ГГ провёл немало времени, а их даже не вспомнили.
1.2.1 А что в аниме?
Аниме же, бывшее до поры до времени простой экранизацией манги и соответственно перенявшее всё её достоинства и проблемы, в конце второго сезона приняло несколько странных решений: возможно, к тому времени арки Мафую, Огаты и Асуми попросту не вышли, то их и не показали, дополнительно развив по итогу только Фумино и Уруку. Но при этом концовку решили сделать в пользу одной из них. И тут даже проблема не столько в том, что моя фаворитка опять не у дел (в конце концов, когда начинал смотреть аниме, я уже знал про мангу с пятью концовками), а то что подводки вновь никакой: просто намекнули, кого он держал в одной из судьбоносных сцен на фестивале за руку. Последнее тоже прямиком из манги и там ещё можно было простить, ведь это лишь одно событие, глобально вплоть до концовки ни на что не влиявшее. Здесь за ним чуть ли не сразу же идёт концовка, которая и открытая, и с намёком на ту, кого именно ГГ держал за руку. Более точного определения слову «обрубок» пожалуй не найдёшь. Ругать аниме за овашку ко второму сезону, просто показавшую героинь в свадебных платьях, думающих о ГГ, также бессмысленно, как и сама овашка.
1.3 Верность самого подхода, химия и путь к счастью.
Однако выступать против самого принципа равнозначных и равносильных концовок (хотя последние глав 10 «коммон рута» уже вполне направлены на одну из девушек и совсем уж строго говоря, 4 из 5 последующих рутов являются пресловутыми if-ками) я как человек, пришедший в мир аниме и манги из визуальных новелл, где подобные концепты само собой разумеющееся, не могу. Ибо прописать в целом на хорошем уровне три из пяти историй в формате, изначально не предполагающем вариативности, уже дорогого стоит. В общей части манга представляет собой ситком на тему неловких ситуаций, учёбы и совместного времяпровождения Нариюки и девочки [X], чем-то напоминая старую добрую «True Love» из 90-х, разве что без хентая и выборов, как именно время распределять и куда идти, ибо манга линейна. Воспринимая мангу именно как линейный до поры до времени дейт-сим, можно сполна насладиться атмосферой непринуждённой школьной поры, наблюдая, как из различных кусочков школьной жизни – от попытки сменить имидж до незапланированной совместной ночёвки в гостинице – складываются те самые воспоминания, что в определённый момент накладываются на текущие обстоятельства и побуждают действовать в определённом направлении. Именно в этом плане, кстати, гораздо лучше бы манга смотрелась в формате ВН.
Сама школьная повседневность здесь подана через клише, но в целом бодро, что позволяет, естественно закрывая глаза на самоповторы и совсем уж приевшиеся штампы, вновь окунуться в прелести учёбы и простой жизни. Что немаловажно, неплохо показали, чем именно Нариюки помогает каждой из девушек как в учебном плане, так и в плане принятия себя (кроме Уруки, где как раз всё свелось к простому запоздавшему осознанию истинных чувств) и собственных недостатков, будь то весьма часто встречающееся непонимание чужих эмоций, склонность к решению в пользу других, пусть и в ущерб себе (в этом плане весьма схожи по поступкам Фумино и Нариюки), либо же подавление истинных чувств за маской холодности или напускной иронии. Причём полностью эти проблемы разрешаются, как и положено, лишь в концовках, отчего я советую прочесть их все, пусть некоторые и не западут в душу. И поскольку люди разные, то и на решение уходит разное время: у кого-то это займёт недели, у кого-то месяцы, а у кого-то лишь спустя годы, в условиях частичной (или полной, как в руте Асуми) смены обстановки, получится, не без деятельного участия ГГ, принять себя и свои чувства, пройдя через последнее драматичное испытание и получив заслуженную счастливую концовку.
Также мне весьма понравился посыл, заложенный уже в первых главах аниме: заниматься стоит тем, к чему лежит душа. Пусть есть то, что получается значительно лучше, если оно не приносит удовольствия, связывать свою жизнь с таким чревато опасностью учиться несколько лет в ВУЗе по неинтересной специальности и впоследствии ходить на работу без малейшего желания и интереса. Разумеется, если в самом деле нет никакого интереса работать в области, к которой есть талант, либо желая её как хобби и оставить. Здесь уместен жанр сёнена в манге, ведь где ещё желания героев столько категоричные, а вполне разумную альтернативу нечего и рассматривать, ведь главное – прожить поистине счастливую жизнь. Что любопытно, этот же выбор в конечном итоге делает и главный герой, изначально просто искавший более престижный ВУЗ, дабы получить более высокооплачиваемую работу и даже не заботясь, соответствовала ли она его чаяниям. Смена приоритетов – от финансового благополучия, не сильно важно какой ценой, к возможности самореализации, пусть и на менее оплачиваемой должности (при этом нищета грозить по-прежнему не будет, работа далеко не самая низкооплачиваемая). То же самое отчасти и относится и к минимум двум развязкам романтических линий: думать о счастье других, безусловно, важно. Но помогать им в ущерб себе, подавляя собственные чувства, не есть хорошо: всегда надо ценить себя и свои желания, иначе своего счастья не видать, да и от подавления чувств последствия самые неожиданные могут быть. Радует, что героини, у которых здесь были проблемы с подобным, справляются.
1.3.1 А что в аниме?
Помимо передачи атмосферы и посыла про то самое счастье (в урезанном виде, ведь ни одну из концовок так и не экранизовали), аниме грамотно подвинуло ключевую по задумке автора сцену (хотя на деле ещё один обычный штамп, связанный с фестивалями и когда в концовках ничем другим переход к руту не обосновывался, это било по истории) от середины к самому финалу, что на мой взгляд, напрашивалось сделать и в манге, в идеале вообще изменив историю и убрав штамп с фестивалем. Однако в любом случае подобные «якори», от которых потом отталкиваются для выхода на разные концовки нужно делать именно ближе к финалу (в конце концов, тут не ВН, где просто отматывают уже просмотренные сцены перед прочтением новой).
2. Персонажи.
2.1 Главные.
Нариюки Юйга – главный герой аниме и манги, простой школьник, разве что очень старательный и трудолюбивый. Родом из бедной семьи, так что какие травы съедобны, а какие нет, знает (и это неудачная шутка от авторов). Живёт с матерью, младшими близнецами и младшей сестрой-броконщицей. Хотя изначально ужасно учился в школе, упорнейшим трудом за четверых смог стать одним из лучших учеников школы и репетитором девочек-гениев, ибо и объяснять умеет, и работать с нулями. Изначально хотел лишь получить VIP-рекомендацию для поступления в престижный ВУЗ, но впоследствии задумался о выборе карьеры учителя, более соответствующей его таланту. Восхищается своим почившим отцом, работавшим учителем и хочет походить на него.
Фумино Фурухаси – милая старшеклассница, «спящая красавица литературного клуба», у которой есть настоящий талант к сочинительству, но напрочь не выходит с математикой, т.е. «гуманитарий». И именно к астрологии у девочки с детства был интерес, подавить который не могло никакое хобби в виде классической литературы. В меру скромна, имеет свой фан-клуб (почти как Мио Акияма), очень беспокоится о лишнем весе, ибо любит покушать за книжкой на ночь, хотя и не умеет готовить. Очень внимательная, ибо быстро замечает чувства Уруки и Огаты к Юйге и притом не до конца с собой честна, ибо свои чувства к ГГ она всеми силами подавляет, хотя именно с ней произошло несколько действительно интересных (и очень милых) ситуаций. В разладе с отцом, ушедшим в себя после смерти матери (разумеется, эта проблема решается). Её рут же, пусть и весьма стандартный для школьных ромкомов, считаю самым лучшим в манге: помимо того, что автор обыграл концовку «коммон рута», так ещё и отлично показал, что вечно скрывать переполняющие чувства невозможно, так или иначе они выльются. И сквозь комедию, романтику, уже не мнимую, но подлинную, переходящую даже в небольшую драму, получая в концовке заслуженный хэппи-энд.
Огата Ридзу – одноклассница Нариюки. Обделена ростом, но не формами, становясь источником этти-ситуаций. За свои феноменальные способности в математике прозвана «дюймовочкой-суперкомпьютером», но в играх и психологии дуб дубом и дабы это исправить, хочет стать психологом. Работает вместе с души в ней не чающим отцом в магазинчике по продаже рамена, который часто предлагает другим героям, по поводу и без. По ходу пьесы лучше понимает чувства других, но решения своего не меняет. Обладательница самого слабого на мой взгляд рута, где 2/3 сюжета посвящено не ей вообще, а в качестве романтики тут выступает то, что герои страстно поцеловались в конце несколько раз. А жаль, потенциал рассказать интересную историю был.
Урука Такемото – старшеклассница, подруга детства с особо пылкой фантазией, генки-пловчиха, у которой не ладится с английским и посему её тоже отправляют к Нариюки. Влюблена в ГГ, но как обычно, не признаётся: частично обосновывается тем, что и о его счастье она старается думать, но фактически тут куда больше банальной трусости и нежелания разрушать имеющиеся отношения (классика). При всём этом весьма быстро, по моим ощущениям, принимает судьбоносные решения, не думая об их возможных последствиях. Её рут получше чем у Огаты, но не сильно: очень растянутое осознание ГГ своих чувств (как у Макото и Отоме в одной из концовок ШД, только там быстрее управились), а сами отношения покажут урывком, хотя они тут на расстоянии и можно было копнуть и поглубже.
Мафую Кирису – строгая учительница мировой истории (при надобности может и другие предметы вести), за глаза прозванная «снежной королевой». Очень требовательна к ученикам и считает, что для их же блага они должны заниматься тем, что получается а не тем, что хочется (разумеется, впоследствии мнение своё меняет). Конечно же, на самом деле, она любит своих учеников и действует во имя их же счастья. Ужасная неряха, что не в ладах с уборкой (эту работу по дому как мужчина взял на себя Юйга-кун), в придачу неуклюжая, отчего, впрочем, только милее выглядит. В прошлом была звездой фигурного катания, но с карьерой завязала рано даже по меркам фигуристок. Из-за усердных тренировок была лишена простых школьных радостей жизни. Её в рут в целом хорошо выдержан, слишком правилен (для такого-то неправильного чувства) и ровен: даже сомнений не возникает, что все придёт к счастью, которое тут ещё и очень поспешно показали то, что как и в «Хоримии», следовало отложить на потом. Тем не менее, одна из понравившихся мне учительниц.
Асуми Коминами – мило выглядящая лоля, что на самом деле на год старше ГГ (ещё одна (не)оригинальность от автора). Ронин, ибо не поступила в медуниверситет с первого раза и теперь ходит на спецкурсы, где с Нариюки и знакомится. Заодно разыгрывая с ним спектакль перед своим отцом на тему фиктивных отношений, чтобы отец её не прознал о подработке Асуми горничной (а что? ещё одна глупая завязка погоды не сделает). Постоянно дразнит Нариюки и в шутку (ли?) флиртует с ним, но вместе с тем искренне ценит старательность своего кохая. Как горничная в мейд-кафе очень старательна и отлично перевоплощается в образ, благодаря чему популярна у посетителей. Однако научиться работать с людьми в качестве врача ей ещё предстоит... Вообще её рут вышел очень хорошим (второй после Фумино), ибо переносит совсем в другие условия, рассказывает не такую уж и обычную историю, раскрывает лучше как отца Нариюки, так и отца Асуми, добавляет неплохую драму и напоминает, как велика ответственность в профессии врача.
2.2 Второстепенные.
Мидзука Юйга – младшая сестра Юйги (но старше близняшек Хадзуки и Кадзуки), крайне привязанная к старшему брату и явно испытывающая к нему чувства. Именно на ней лежат хлопоты по дому, как-то: уборка, стирка, готовка. Также она ходит в секцию плавания. Недолюбливает девушек, с которыми общается Юйга, за исключением Уруки, с которой дружна и в которой почему-то угрозы не видит.
Секидзё Савако – лучшая подруга Огаты Ридзу, также питающая к ней весьма странные чувства. Однако в отличие от других девиц такого же неладного образа, Савако ставит чувства Ридзу выше своих и даже пытается свести её с Юйгой. Именно разрешению её семейных проблем посвящена добрая часть рута Огаты.
Рэйдзи Фурухаси (CV. Хикару Мидорикава) – отец Фумино, преподаватель математики в университете. Изначально явно не отец года, ибо дочерью после смерти матери он особо не интересовался (и чувствовал вину за один поступок), но всё же волю и решимость дочери в конечном итоге он принял и даже примирился и начал ладить с ней.
Содзиро Коминами – отец Асуми, врач небольшой частной клиники, у которой мало клиентов. Очень любит свою дочь и, как ни странно, хорошо относится к Нариюки, которого уже видит зятем. И при всём этом к врачебному делу онтосится крайне ответственно. Был женат на лоле из Индекса миниатюрной женщине, у которой клиника в Америке.
Михару Кирису – младшая сестра Мафую, также фигуристка, очень восхищается спортивными успехами последней и долгое время настаивала, чтобы сестра вернулась в катание, хотя бы в качестве тренера.
3. Анимация, саундтрек. Неожиданно, выборы.
Анимация у аниме вполне себе неплохая: не шедевр, но девочки нарисованы мило. Пусть этти на уровне 13+ и ничего интересного не покажут, здесь это не сильно мозолило глаза. В фонах и прочем особо ничего выдающегося нет. И сказанное выше в принципе справедливо и для манги: милый чардиз вкупе с обычным этти 13+, не самой лучшей детализацией (хотя так называемые ключевые сцены по большей части прорисованы хорошо), но каких-то серьёзных замечаний нет.
А вот саундтрек вышел совершенно невзрачным: по ощущениям его словно бы и не было вовсе. Разве что опенинги с эндингами, исполненные сейю сериала, были довольно милыми. В остальном ничего запоминающегося.
И что неожиданно, обговаривать, при обзоре на мангу систему рутов. Структурно манга состоит из 187 глав, из коих 141 отведена под общую для всех часть, последняя под «альтернативную концовку» (6-ую, где ГГ и никого не выбрал и может выбрать хоть сестрёнку, хоть Савако, хоть гарем), оставшиеся 45 распределены между героинями поровну: каждой по итогу достался том с 9-ю главами. Помимо различий между ними, описанных выше, порядка прохождения и необходимости прохождения всех рутов нет: при желании можно прочитать только рут понравившейся девочки (в конце статьи схема рутов; так, я сам начал с пути Фумино Фурухаси), так что пусть один, но выбор, влияющий на восприятие (порядок прочтения) у читателя и правда есть. Все концовки также равноценны, истинной нет.
4. По итогу.
Манге с гаремом, романтикой, комедией, этти (ещё и не уровня того же «Домекано») действительно сложно выделиться из плеяды подобных ей. И в качестве такой отличительной черты «Мы не можем учиться!» оказалась мультивариативность, которая в аниме, а тем более манге, встречается нечасто. Это встречается нечасто, реализовано в целом хорошо, а потому срабатывает.
Но всех недостатков манги, её не самой детальной сюжетной проработки и ситкомовской направленности, как бы не делали персонажи в одних филлерных главах отсылки на другие, такие же филлерные. Это, вкупе с порой совершенно абсурдными моментами и бессовестными повторами одних и тех же клише не позволяет считать мангу чем-то выдающемся. И ещё сильнее ограничивает аниме, где вариативности нет и в помине.
Однако в целом история не сваливается в кашу испанского стыда и абсурда, а остаётся верна и своим хорошим идеям. Заниматься стоит именно что любимым делом, более того – жить стоит именно так, чтобы потому не было ничего, о чём пришлось бы сожалеть. Именно поэтому кто-то посвящает себе карьере, а кому-то просто достаточно принять собственные чувства. В этом плане мангу в значительной степени поддерживают финалы, что дарят ощущение справедливой развязки.
Заканчивая обзор, стоит сказать, что у аниме и манги таких «лёгких» жанров изначально есть явный потолок, преодолеть который трудновато. И если манга смогла выделиться за счёт нелинейности, то аниме, впрочем, остаётся типично средне-хорошим ромкомом.
При этом однозначно рекомендовать мангу к прочтению можно только если нет никаких предубеждений относительно жанра и завышенных ожиданий: кроме драматичных моментов в некоторых финалах, это самый обычный ромком со множеством филлеров, который местами может показаться затянутым. Аниме же можно смотреть в аналогичном случае, но только с учётом того, что для окончательной закрытой концовки потребуется изучить хотя бы часть манги.
В целом, жизнь штука очень сложная. И к сожалению, далеко не всегда будет возможность и заниматься тем, чем действительно хочется, и чтобы было где жить, что одеть и что покушать. Поэтому порой всё же нам приходится подстраиваться под жизнь. Однако если есть возможность изменить что-то в свою пользу, это надо сделать: без т.н. «здорового эгоизма» и заботы о себе любимом стать счастливым трудно. Думая о других, не забываем и о себе, а они, в свою очередь, также, когда потребуется, поддержат и нас.
Спасибо, что прочли статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!