Найти в Дзене
Alyona Verden. Поговорим...

Месть самураев. Подводные авианосцы и аэростаты-бомбардировщики. Как и чем японцы США бомбили

Как Нобуа Фудзита два раза бомбил Америку Или "Йокосука - это вам не Кавасака" Это вторая статья о попытках японцев атаковать континентальную часть США во время Второй Мировой войны. Первая статья доступна по ссылке ниже. I-25 была не совсем обычной подводной лодкой. Это был подводный авиаразведчик, и помимо обычного вооружения, на борту имелась катапульта и гидросамолет Yokosuka (Йокосука) E14Y. И, само собой, к гидросамолету прилагался пилот, Нобуа Фудзита, один из опытнейших лётчиков-подводников Японии. Именно в его голове родилась идея, что гидросамолеты, базирующиеся на подводных лодках, можно использовать в качестве бомбардировщиков, только "гранаты нужны нужной системы." Конечно, не гранаты, а бомбы. Эту идею Фудзита обсудил со своим вторым номером, наблюдателем Седзи Окуда, и они вместе подали рапорт вышестоящему руководству. Не они одни, кстати, многие лётчики-подводники вынашивали такие идеи - и вот, в августе 1942 года, вернувшийся из очередного похода Фудзита узнал, что ег
Оглавление

Как Нобуа Фудзита два раза бомбил Америку

Или "Йокосука - это вам не Кавасака"

Это вторая статья о попытках японцев атаковать континентальную часть США во время Второй Мировой войны. Первая статья доступна по ссылке ниже.

Месть самураев. Атаки японских субмарин на западное побережье США в начале Второй Мировой войны
Alyona Verden. Поговорим...12 декабря 2022

I-25 была не совсем обычной подводной лодкой. Это был подводный авиаразведчик, и помимо обычного вооружения, на борту имелась катапульта и гидросамолет Yokosuka (Йокосука) E14Y. И, само собой, к гидросамолету прилагался пилот, Нобуа Фудзита, один из опытнейших лётчиков-подводников Японии. Именно в его голове родилась идея, что гидросамолеты, базирующиеся на подводных лодках, можно использовать в качестве бомбардировщиков, только "гранаты нужны нужной системы." Конечно, не гранаты, а бомбы. Эту идею Фудзита обсудил со своим вторым номером, наблюдателем Седзи Окуда, и они вместе подали рапорт вышестоящему руководству. Не они одни, кстати, многие лётчики-подводники вынашивали такие идеи - и вот, в августе 1942 года, вернувшийся из очередного похода Фудзита узнал, что его рапорт не пропал втуне, и уже даже специальные бомбы созданы. А поскольку Фудзита был одним из самых опытных пилотов, то ему и предстояло выполнять почётную задачу по бомбардировке ненавистных США, незадолго до этого устроивших авиационный налёт на Токио. Да и командиру I-25 Мэйдзи Тагами тоже был не прочь продолжить начатое - обстрел форта Стивенс оказался неудачным, но, возможно, бомбардировка будет более успешной? Однако и Фудзита и Тагами были несколько разочарованы, узнав, что им предстоит бомбить.

Гидроплан "Йокосука"
Гидроплан "Йокосука"

Как настоящие самураи, японские подводники были готовы рискнуть жизнью, но уничтожить или повредить наземный военный объект, вражеский корабль - но бомбить им предстояло леса Орегона, чтобы вызвать массовые пожары. "Йокосука" просто не мог поднять мощные бомбы, зато мог нести две зажигательные. И вот, 15 августа 1942 года I-25 отправилась в боевой поход, имея на борту шесть зажигательных бомб особой конструкции.

500 плашек горючего материала при взрыве разлетались на 300 метров и гореть могли несколько часов подряд, по мысли японских конструкторов, этого было достаточно, чтобы создать несколько очагов возгорания. Если удастся сбросить все шесть бомб - экономический (и психологический) эффект окажется гораздо большим, нежели от бесполезных артиллерийских обстрелов. И при успехе, подобную операцию можно будет повторить, и не один раз.

30 августа I-25 подошла к берегам Орегона в районе мыса Бланко. Погода была неблагоприятной, и по этой причине первый полёт состоялся только 9 сентября. Пролетев вглубь материка около 80 миль, Фудзита сбросил первую бомбу, а ещё через несколько миль - вторую. Вернуться обратно ему удалось без проблем, вдобавок по пути он обнаружил два американских судна. Поднявшись на борт подлодки, Фудзита доложил, что бомбы сброшены и что на месте их падения он видел клубы дыма, и что поблизости находятся два корабля, которые можно атаковать. Однако атака в этот раз не состоялась.

Полет Фудзиты не прошел незамеченным, его самолёт увидел лесник Говард Гарднер, опознал японский разведчик и доложил куда следует. Гидроплан Фудзиты едва успели поднять на борт I-25 и убрать в ангар, как в небе появился американский самолёт, и Мэйдзи Тагами предпочёл не рисковать, отдав приказ о погружении.

Второй раз Фудзита сбросил бомбы на территорию США 20 сентября, на этот раз - в ночное время. И едва смог обнаружить I-25, возвращаясь обратно - то ли Фудзита сбился с курса, то ли Мэйдзи увёл лодку с места рандеву. А третий вылет не состоялся, хотя на борту имелист ещё две бомбы - погода окончательно испортилась, и Мэйдзи принял решение возвращаться в Японию, тем более, что, кроме бомбардировки США, I-25 удалось торпедировать и потопить два американских танкера. Вот так Нобуа Фудзита стал единственным японским лётчиком, дважды бомбившим территорию США во время Второй Мировой войны. Повторять это предприятие японцы не стали, эффект от бомбардировки был признан неравнозначным риску. Если в результате первой бомбардировки один очаг возгорания всё же возник, хотя и был быстро выявлен всё тем же Говардом Гарднером, который при помощи пожарного Кита Джонсона несколько часов не давал пожару распространиться, пока не прибыла пожарная команда, то бомбы, сброшенные во время второй вылета, попросту не взорвались. Или американцам удалось скрыть это происшествие.

-2

"Огненный шар" Фу-Го

Самую грандиозную по масштабу, а заодно - по нелепости, попытку "разбомбить" США японцы предприняли в 1944 году, видимо - от безысходности. Война шла к концу, но японское командование всё равно не теряло надежды "напугать" американцев, да посильнее. Чтобы потом приступить к переговорам и заключить мир на более-менее приемлемых условиях.

На помощь пришли японские учёные (не путать с британскими учёными)), ещё до войны досконально изучившие воздушные течения над Тихим океаном. На высоте 10 000 метров воздушные потоки двигались на восток с постоянной скоростью, и аэростат, поднятый на такую высоту, должен был достичь Америки за три дня. Высоту подъёма можно было регулировать при помощи альтиметра, а через 72 часа после запуска срабатывал таймер и бомбы сбрасывались. Каждый шар нёс одну фугасную бомбу и четыре зажигательные. Сам шар тоже мог взорваться, для наполнения оболочки использовался водород. Ни о какой точности бомбометания речь вообще не шла, попасть бы в сами США - и ладно. Бомбардировка началась в ноябре 1944 года, продолжалась почти шесть месяцев, и за это время в сторону Америки вылетело более 9 000 "Огненных шаров" - а в Америку прилетело только триста из них. Впрочем, может быть и больше, американцы с удивительным искусством замяли эту историю. Достоверно известно только об одном взрыве японского аэростата, при котором погибло пять человек, случайно обнаруживших приземлившийся воздушный шар с неразорвавшейся бомбой. Вероятно, американские власти опасались применения бактериологического оружия, о том, что такие разработки в Японии велись ещё до войны, американцам было известно. Ну и, вдобавок, сначала непонятно было, откуда эти шары вообще берутся. Но тут за дело взялись уже американские учёные, и, проанализировав грунт из мешков с балластом, смогли уверенно заявить, что этот грунт родом из Японии. И довольно точно указать место, где этот грунт набирали. А сами японцы до самого конца войны так и не узнали, достиг ли хоть один из их шаров территории США, и в апреле 1945 года программа "Фу-Го" (Огненный шар) была прекращена - из-за дороговизны и неэффективности.

Эпилог

В 1961 году Нобуа Фудзита, которому удалось пережить войну, неожиданно получил приглашение от граждан Брукингса, города в штате Орегон, недалеко от которого он сбросил свои бомбы в 1942 году. После того, как американские власти заверили японцев, что Фудзита не будет осуждён, как военный преступник, бывший пилот-подводник принял приглашение. При встрече с жителями Брукингса, Фудзита выразил сожаления о прошлом, и вручил горожанам свой самурайский меч, передававшийся в его семье на протяжении четырёхсот лет - как знак примирения. Фудзита приезжал в Брукингс ещё несколько раз, и в 1997 году его объявили почётным гражданином города. Всего через несколько дней Фудзита умер, в возрасте 85 лет. Однако в следующем году Нобуа Фудзита снова приехал в Брукингс, его дочь привезла прах своего отца, чтобы похоронить его в воронке, оставшейся после взрыва первой бомбы, которую он сбросил на леса Орегона.

Нобуа Фудзита, фото военного времени
Нобуа Фудзита, фото военного времени