Найти тему
Учительская

Я это видел!

Детям интересно изучать то, что их окружает. Современные школы предоставляют хорошую материально-техническую базу и для практических работ – это лаборатории, оснащенные приборами для микроскопических исследований, биохимического анализа, постановки опытов, экспериментов, учебные классы, оборудованные электронными досками, компьютерами и цифровыми приборами для аналитических исследований. Но для формирования более глубоких знаний в области биологии и естествознания необходимо организовать знакомство ребенка с животным и растительным миром непосредственно в природе посредством полевых практик.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Воспитанники объединений «Юный натуралист-исследователь» и «Лаборатория естественных наук» Дворца творчества «Хорошего» на протяжении уже нескольких лет выезжают на полевые практики в различные заповедники России. В 2020 году они побывали в Воронежском заповеднике, в 2021 году – в заповеднике «Черные земли» в Калмыкии. А Летняя полевая практика-2022 прошла в природном парке «Олений» Липецкой области.

Осенние экспедиции школьников уже два сезона подряд проходят на базе самого маленького заповедника нашей страны «Галичья гора». Дирекция и научные сотрудники данного заповедника очень хорошо понимают значение просветительской работы с населением, прежде всего с детьми.

У ребят среднего и старшего школьного возраста велика тяга к исследованию и познанию мира, а впечатления от наблюдений, полученных в процессе полевой практики, остаются в памяти надолго. Поэтому на базе многих заповедников России организованы отделы экологического образования (научно-просветительские отделы), которые разрабатывают экскурсии для школьников, составляют полевые маршруты по изучению птиц, млекопитающих (грызунов, копытных), проводят мониторинговые исследования с участием юных биологов, игры и квесты на территории усадеб заповедников.

В ходе летней полевой практики ребята имели возможность под руководством специалистов (научных сотрудников) ознакомиться с методиками изучения видового и численного состава насекомых, гидробионтов рек, сезонным прилетом различных птиц (гусеобразных, куликов, воробьиных), гнездованием хищных птиц и их учетом, разведением редких видов в питомнике.

Знакомство с методами ботанических исследований позволяет школьникам проводить самостоятельные работы по изучению, например, воздействия укосов и выпаса скота на видовой состав растительных сообществ лугов, оценивать состояние деревьев и кустарников в лесных сообществах.

В ходе практики ребята учатся определять виды растений и животных по определителям, отличать их по морфологическим признакам, запоминают научные названия видов растений и животных.

Ценной является непосредственная помощь сотрудникам заповедников в мониторинговых исследованиях, к которым привлекаются ребята. Так, в заповеднике «Черные земли» обучающиеся проводили учет сусликов по весенним норам и грызунов методом установки живоловушек. В заповеднике «Галичья гора» ребята участвовали в работе по учету определенных видов грибов-трутовиков на деревьях и кустарниках.

Воспитательное значение имеет и сбор мусора, оставленного туристами, который по просьбе дирекции заповедника «Галичья гора» обучающиеся сделали на маршрутах в урочище Галичья гора по берегу реки Дон и в Воргольские скалы по берегу реки Воргол.

Экспедиции в заповедники имеют огромное воспитательное значение. Когда ребенок своими глазами, а не на экране телевизора или электронной доски видит огромные стада сайгаков, тысячные стаи краснозобой казарки, парящего степного орла, канюка или белохвостого орлана у добычи, лисицу у дороги, с любопытством взирающую на машины, или семью байбаков, резвящихся у норы, его наполняет совершенно особое чувство гордости и сопричастности: «Я это видел! Я знаю!» Но в то же время возникает и понимание хрупкости и ранимости этой красоты: краснозобая казарка – редкий вид с сокращающейся численностью, сайгаки едва не исчезли за какие-нибудь 20 лет и только-только восстанавливают численность, хищные птицы гибнут на электрических проводах и из-за невежества людей, а насекомоядные – из-за обработки полей ядохимикатами. Ковыльная степь сегодня превратилась в песчаные барханы или зарастает полынями в результате вспашки или перевыпаса скота, а осушение болот приводит к смене растительности и животных, которые с ними связаны.

У человека познание окружающего мира и взаимодействие с ним, с природой происходят при помощи разных органов чувств. Чем разнообразнее информация, тем ярче впечатление и глубже воздействие.

Юный человек должен не только видеть картинку, пусть и отличного качества, но должен ощущать – потрогать, понюхать, услышать. И тогда у него не будет ложного представления, например, о том, что росянка – это огромный монстр среди растений, пожирающий насекомых, он будет знать, что на самом деле это маленькое неприметное растеньице на болотах. Будет формироваться устойчивое понимание, что природные сообщества сохранятся и будут существовать только при условии защиты разнообразия видов живых организмов и их среды обитания.

Светлана БЕЛОВА, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево»

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».