Энергетическая война России и Запада набирает обороты, пишет Dünya. Потолок цен на нефть приведет к перебоям в цепочках поставок. Причем позиция Греции, одного из перевозчиков российского черного золота, до сих пор непонятна. Еще одним важным вопросом остается создание газового хаба в Турции.
Остались считанные дни до того момента, как мы оставим позади год санкций и кризисов. От этого хаоса, как всегда, больше всего страдают развивающиеся страны.
Первой ступенью энергетического кризиса стали проблемы с природным газом. Однако можно сказать, что по крайней мере в 2022 году дела у ЕС идут не так плохо, как ожидалось. Вспыхнувший в конце февраля военный конфликт на Украине и последовавшие за ним санкционные решения позволили заполнить газохранилища, а возросший объем производства под влиянием более благоприятных климатических условий, нежели прогнозировалось, создает впечатление, будто все в порядке. Однако о следующем годе трудно сказать то же самое.
Между тем введение потолка цен на российскую нефть начиная с прошлой недели указывает на абсолютную неразбериху, учитывая созданный им в первые дни затор у Босфора. При этом хочу заметить, что слово "неразбериха" здесь я использую не только в отношении этой "пробки".
Первым следствием решения стала пробка из нефтяных танкеров в Босфоре. Сообщалось, что количество судов, ожидающих прохода в проливе в пятницу, 9 декабря, увеличилось с 19 до 20.
Министр финансов США Джэнет Йеллен (Janet Yellen) заявила, что у нее нет оснований полагать, что российское правительство вмешалось в решение Турции не допустить прохода нефтяных танкеров в Средиземное море. Хотя нельзя сказать, что им не хотелось бы так полагать.
Проливы — в ведении Турции
Главное управление морских дел министерства транспорта и инфраструктуры Турции в заявлении, опубликованное в социальных сетях, отметило: "Мы не берем на себя ответственность за то, что страховая компания не покроет убытки в случае ЧП, которое может произойти при проходе подпадающего под санкции судна или груза через турецкие проливы".
В этом случае Россия или любая другая страна, разумеется, не может даже вмешиваться, потому что защита проливов находится полностью в ведении Турции.
"Застрявшие" суда рано или поздно покинут турецкие воды. Однако нельзя сказать, что пройти энергетическую войну с Россией будет так же легко. На самом деле нефть среди ископаемых видов топлива является стратегическим вопросом в еще большей степени, чем природный газ.
Доля черного золота в производстве электроэнергии многих европейских стран весьма значительна. Более того, существует множество параметров, определяющих в том числе цены на нефть.
Если рассматривать цены на нефть с точки зрения как введенной предельной стоимости, так и экономической динамики, последние события, очевидно, вызовут некоторые перебои в цепочке поставок, поскольку обоснование опирается на страхование, а на практике это может отразиться на сроках выполнения заказов.
Необходимо хорошо проанализировать положение Греции
Говоря о поставках и российской нефти, я думаю, что ситуация Греции подлежит анализу в недостаточной степени. Этот член ЕС фактически осуществляет больше всего перевозок российской нефти морским путем. С другой стороны, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), зависимость страны от российского черного золота в 2021 году находилась на уровне 64%, к тому же в 2020 году этот показатель составлял 83%.
Греция подчиняется санкциям в силу членства в ЕС. Но, что интересно, со стороны Греции до сих пор не было дано ни одного комментария в контексте транспортировки нефти.
Вместе с тем хотелось бы упомянуть о комментариях, появившихся в зарубежных средствах массовой информации в контексте отношений Турции с Россией. Если вернуться к факторам, влияющим на формирование цен на нефть, то следует отметить следующее:
— действие потолка цен может остаться ограниченным по причине закупок Китая, Индии и Турции;
— постепенное смягчение антиковидных мер в Китае и последствия кризиса недвижимости в этой стране важны с точки зрения хода мировой экономики, поэтому китайское влияние является направляющим параметром;
— с другой стороны, ожидается углубление рецессии в ЕС, а также экономический спад в США, который пока носит чисто технический характер, и его распространение на рынок труда;
— ОПЕК+ может ограничить нефтедобычу еще больше.
Полагаю, что все эти факторы создадут высокую волатильность на нефтяном рынке, однако в случае углубления рецессии в следующем году будет наблюдаться нисходящий тренд. События, связанные с нефтью, на какое-то время сделали рассмотрение турецко-российских отношений еще популярнее.
Анализ по энергетике, опубликованный в NYT, и Турция
В статье, опубликованной в NYT, подчеркивается углубление энергетических связей между Турцией и Россией. отмечается, что Турция не вводит санкции в отношении российской энергетики и благодаря этому может получать российскую нефть по более низкой цене. Согласно статье, Турция по этой причине закупает рекордные объемы сырой нефти и, перерабатывая ее на своей территории, продает на международные рынки под видом "турецкого бензина", тогда как для внутреннего рынка использует закупаемое дизельное топливо.
Даже небольшое исследование в связи с данными обвинениями показывает, что, по данным того же МЭА, нефтяная зависимость Турции от России в 2021 году составляла 14%, при этом в сообщении Reuters о нефтеперерабатывающем заводе Star, втором по величине после TÜPRAŞ, говорится, что Socar, поставляющая сырую нефть на этот завод, приостановила закупки нефти у России.
А глядя на доклад Управления по регулированию энергетического рынка Турции (EPDK) по сектору рынка нефти, можно сказать, что наблюдается увеличение общего импорта черного золота из России (рост сырой нефти, на которую приходится высочайшая доля за период январь–сентябрь, составляет 4,96%, к тому же зафиксировано повышение доли России как страны–поставщика на уровне 47%). однако это увеличение опять же касается закупок по более низкой цене после того, как страны ЕС начали уменьшать объемы своих закупок.
Таким образом, интенсивность нефтяного фронта энергетической войны продолжает нарастать. И все взоры сосредоточены на том, станет ли Турция транзитным энергохабом между Россией и Европой.
Турция, хотя и не является членом ЕС, но входит в НАТО. С этой точки зрения могут ли США увеличить количество своих козырей, используемых в Сирии и по части эмбарго на поставки оружия? Все это мы увидим в следующем году.
Кто знает, может годы спустя мы будем говорить о том, как благодаря доходу от транзита энергии из ископаемых источников мы нарастили объемы возобновляемой энергетики.