Слова в языке живут по своим собственным правилам. Если полагаться только на семантику и лексику, можно зайти довольно далеко от того, куда они, возможно, пытались указать.
Как с тем же "поиском" -- в привычной логике есть большой соблазн понять это в буквальном словарном значении, как призыв к действию. Это когда нечто/некто отдельный от чего-то в буквальном смысле ищет объект поиска, совершая для этого какие-то перемещения в пространстве, физическом или ментальном.
И все завертелось. Практики там, медитации, прочие традиционные виды активности -- короче говоря, такое серьезное дело. Работа, типа. А кто же в здравом уме любит работать? В результате или прокрастинируешь годами, или, что, возможно, еще хуже, годами же сурово и напряженно "ищешь", в тех формах, которые кажутся наиболее подходящими.
Или вот еще "понимание". Серьезно морщишь лоб, чтобы понять получше, сравниваешь между собой разные источники, радуешься некоторым совпадениям, игнорируя при этом массу прямых расхождений... В результате, вроде понял. Сидишь такой, все понимаешь. До первого конфликта с кем-нибудь или до прихода на работу.
Товарищи сансаранавты! "Поиск" -- это совсем не действие, и "понимание" -- не то, к чему кто-то может придти.
Любой источник, принятый в качестве достоверного и кажущийся максимально понятным, сам по себе содержит массу противоречивых утверждений. Да сама по себе тема адвайты или буддизма, при всех восхитительных перспективах, которые в ней можно вычитать, -- один сплошной раздражающий парадокс.
Как это нет меня, когда вот он я сижу, говорю и действую? Что значит "нет свободы воли"? А куда девать всех этих окружающих меня людей, действующих в собственных интересах? Мир -- это сон? Конечно, блин, в каком-то смысле. До первого кирпича или заболевшего зуба. Ну, и так далее.
Меньше пафоса, друзья. Примите Учение, как вызов. Загадку, которая требует решения. Вы же не станете воспринимать как навязанное снаружи дело решение ребуса? Тут все, как в детективе: есть некоторые улики, показания свидетелей, вы верите на основании множества не связанных между собой сообщений, что решение или верный ответ существует в принципе -- остается только его найти. В конечном счете, все это просто забавная игра. Или может стать таковой, если не относиться к ней со зверской серьезностью, серьезность же эта самая убивает все удовольствие от процесса, разве нет?
Понимание, опять же. Его невозможно добиться с усилием. Усилие тут вообще из другой оперы. Вы получаете сообщение, которое никак не увязывается с прочими вашими знаниями. Это же отлично! Возможно, вы просто не все знаете, или знаете как-то не так. Найдите подходящую вам по темпераменту и способу изложения пищу для ума, принимайте ее регулярно в разумных дозах и смотрите, получилось или нет. Ум любит факты, это его работа -- увязывать известное между собой так, чтобы оно сочеталось без конфликтов и внутренних противоречий. Ну так и загружайте его фактами по теме. Больше ничего делать не нужно. Понимание в результате случится само, его не обязательно тянуть за уши.
Хороший маркер -- это когда вы заметили, что того или иного неразрешимого парадокса больше нет. Или когда вдруг совершенно ясно поняли, почему в том или ином случае была применена именно такая метафора -- и насколько она, на самом деле, точная и верная. Или над суфийской байкой начали смеяться там, где до того видели только какой-то нелепый абсурд.
Ну и так далее. Где-то между всех этих букв можно заметить, что "поиск" и "понимание" -- это, в общем, об одном и том же говорилось.
Пока что вот такое понимание тут в очередной раз произошло.
М-да.