Наши сельские населённые пункты делятся на две категории – сёла и деревни (исключаем пока новые советские посёлки). В чём разница между ними, наверно ответит любой – сёла отличаются от деревень наличием церкви. Всё верно, но такое упрощённое определение требует пояснения.
Изначально, когда появился термин деревня, так назывался однодворный починок, хутор-выселок крестьянина-землепашца. Селом же исторически называлось коллективное сельское поселение. Но со временем и деревни становились многодворными, порой размерами превышающими иные сёла. Примерно в 16 веке селом условились считать населённый пункт, который являлся центром сельского церковного прихода. И это определение следует считать более точным.
Многие сёла существуют с очень древних, ещё дохристианских и даже дославянских времён. В их названиях зачастую сохранились финно-угорские корни. Например, село Георгиевское располагалось на границе Даниловского и Пошехонского районов Ярославской области на берегу речки Чёрная Ушломка. Село появилось вероятно ещё во времена первичного становления древнерусской государственности как центр окружающей местности, как погост.
Первоначальный смысл термина погост – от корня гость, гостить. Это место торга, товарообмена, куда съезжались по определённым дням окрестные жители для торговли. На первых погостах князья собирали подати, а охотники обменивали у городских купцов пушнину на железные изделия. То есть изначально это был не столько населённый пункт, сколько место встречи и собраний. Естественно погосты со временем становились административными и хозяйственными центрами вполне удобными для поселения и проживания.
Шигораш
Изначально погост на месте будущего села назывался Шигораш. Именно так волость впервые упоминается вместе с селом Белым и Шаготью в 1504 году в духовной грамоте великого князя Ивана III-го:
Это и сейчас второе, народное название села. Жителей его зовут шигорянами. Шигоряне. Шигараш - слово это из языка восточной ветви современных вепсов, которых славяне именовали чудью заволочской. Язык этот принадлежал к финно-угорской языковой группе, поэтому многие топонимы можно реконструировать с использованием современных языков этой группы: марийцев, эрзян, мордвы, коми-пермяков.
Для древних чудинов главной мотивацией для формирования названий была не принадлежность (Чьё?), а местоположение (Где?). Шигараш – это к тому же ещё и гидроним, название местного малого ручья, левого притока реки Ушломы. Ручей Шигорошка настолько мал, что едва ли бывают меньше. Это скорее просто канавка на краю села. Длина его от истока до устья не больше километра. И вот от этого крохотного, пересыхающего ручейка и унаследовало своё название село и окрестности.
В основе топонима Шигараш находится корень "шиг". Его уверенно можно перевести на русский язык. Он означает "белый, серебристый". Возможно слово "шиг" обозначало дерево - серебристую иву. Тогда Шигараш значит "Ивовый ручей, Ивица". Этот корень надежно связывает родственными узами село Георгиевское с пошехонским селом Белое. Дело в том, что там берёт начало маленькая речка с похожим названием - Шига.
Гидроним Шига состоит из финно-угорской основы "сия-/шия-" (белый, серебристый) и типового "речного" форманта "-(ио)га". Русское название села "Белое" является неточной, грубоватой калькой (переводом) с языка местных дославянских племён - "блестящее, серебристое" и возможно унаследован от местного слова обозначающего серебристую иву.
Гидроним Шига вполне типовой. У нас есть масса подобных речек: Шигола, Шигонь, Шиголость и т.п. Шигараш отличается от названия Шига наличием второго корня "-раш". Он встречается в названиях и других речек: Вожераш, Сахареж, Шограс. Возможно такая добавка происходит от слова rask- "развилка, рогатка, ответвление". Но более вероятно, что концовка -раш - это просто суффикс-объективатор, имеющий аналог в русском языке, что-то типа "-ец/-иц".
Егорье
По мере роста влияния христианства и православной церкви древние языческие погосты становились сёлами, центрами церковных приходов, они приобретали новые названия, основанные на религиозных терминах. При этом древнее неславянское название могло сохраняться в виде дополнения, названия удела. Как правило основной мотивацией для именования сёл являлось название главного престола местной церкви или соответствующего церковного праздника. Так на Руси появились названия сёл с церковными корнями: Троица, Покров, Спас, Пречистое и т.п. Село на месте погоста Шигараш стало именоваться Георгиевским. Деревенские говорили — «Егорьевское, ... у Егория».
Нынче это село практически исчезло, на его месте значится лишь урочище. От всего села остался лишь кирпичный барский сарай, да среди заросшего кладбища высятся остатки Богородичной церкви.
Здесь нужно обратить внимание на следующий факт. Главный престол храма именуется в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а село называлось Георгиевским. Почему так? Дело в том, что нынешняя, кирпичная церковь была построена в 1785 году, по историческим меркам сравнительно недавно. До того же момента в селе издавна существовала деревянная церковь в честь Святого Георгия. Время возникновения церкви в селе смело можно отнести к 14 веку. Именно тогда погост стал именоваться селом Георгиевским.
Князь Юрий-Георгий
Возможно название села в честь Георгия имеет не только церковные корни. Выбор Святого Георгия в качестве главного покровителя местного прихода мог иметь и вполне земные причины. В 14-м веке Шигороцкий погост входил в состав Белозёрского княжества. Одним из последних белозёрских князей был Юрий Васильевич Белосельский. Звали его Юрий, но мы то с вами знаем, что имя Юрий – это русский вариант греческого имени Георгий. Князь Юрий был крещён Георгием (и сейчас всех Юриев так крестят). Да ещё какой Георгий – Победоносец!
Князь Юрий Белосельский принимал участие в знаменитой Куликовской битве в 1380 году. Роль северных княжеств (Белозёрье, Ярославщина, Кострома) в Куликовской битве — это отдельная, весьма интересная тема. Достаточно здесь отметить тот печальный факт, что из всех 15 князей, павших на Куликовом поле, 12(!) были родом из северных княжеств, в их числе и старший князь Фёдор Романович Белозёрский, его сын Иван и племянник Семён.
Из выживших представителей княжеского дома старшим остался Юрий Васильевич. Он происходил из младшей ветви князей, вотчиной которых был удел в Пошехонье с центром в селе Белое. Это село существует и сегодня, оно расположено на трассе Данилов-Пошехонье.
В землях этого удела находился и Шигараш. Начиная с князя Юрия представителей этой княжеской фамилии стали звать Белосельские-Белозёрские. В 19-м веке это был один из самых знатных и богатых аристократических родов России. Потомки Рюриковичей. Их роскошный фамильный дворец розового цвета и сейчас украшает Невский проспект Санкт-Петербурга. Вот о чём может поведать нам название старинного села. Какая история! Какие могучие корни!
Юрий Белосельский лишь формально числился князем Белозёрским. Фактически контроль над княжеством отошёл к Москве. Князь Юрий-Георгий княжил в своей отчине в Белом селе, заботился о развитии дальних уголков волости. Постройка церкви и создание церковного прихода в Шигараше осуществлялось вероятно именно по его наставлению, возможно и с его помощью. Местные жители в свою очередь выбрали в качестве небесного покровителя села Святого Георгия, желая отблагодарить либо угодить своему князю.
После кончины князя Юрия Белозёрское княжество окончательно утратило независимость. Великий князь Московский Дмитрий Донской в своём завещании распоряжается Белозёрскими волостями Шаготью и Вольским, завещает их своим детям. Их унаследовал сын Дмитрия Андрей, имя которого носило соседнее село Шаготь - Староандреевское.
Рождество Богородицы
Приход Святого Георгия в селе Георгиевском просуществовал 400 лет. В конце 18-го века в новоиспечённой Ярославской губернии происходил бум строительства храмов. Почти каждый год то тут, то там сдавались в эксплуатацию добротные кирпичные церкви. Село Георгиевское не отставало. Старенькая, бревенчатая Георгиевская церквушка обветшала. Решено было строить новую из кирпича. Основную финансовую поддержку сельскому приходу вероятно оказали местные помещики.
Постройка была завершена в 1785 году в царствование царицы Екатерины Второй. Новый храм освятили. При этом главный престол храма был посвящён уже не Георгию, а Рождеству Богородицы.
***
Почему так поступило церковное начальство, изменив вековым традициям? В качестве одной из причин можно указать борьбу с расколом. Староверов упрекали в том, что они слишком яро поклоняются отдельным святым. Иерархи церкви усматривали в этом языческие пережитки. Поэтому алтарю Святого Георгия отвели лишь боковой придел. В то время многие церковные приходы меняли традиционные персонифицированные ориентиры, такие как Никола Угодник, Пророк Илья, Флор и Лавр на более сложные и абстрактные для понимания: Троица, Покров, Преображение и т.д.
Таким образом решалась задача и просветительская, так как порой крестьяне плохо разбирались в библейских сюжетах. Зачастую все их познания сводились к тому, какой святой на какой иконе изображен. Теперь же крестьяне уяснили, что кроме Рождества Христова есть ещё и Рождество Пресвятой Богородицы.
Заглянем в православный календарь - праздник Рождества Богородицы ежегодно празднуется 21 сентября. Это 8 сентября по старому стилю. Но ведь именно в этот день и произошла знаменитая Куликовская битва! Именно в этот день прославились белозёрские князья и князь Юрий-Георгий. Удивительно, как всё взаимосвязано в этой истории!