Найти в Дзене
Gem Space Media

Snowflake Inc. – “снежинка” стоимостью десятки миллиардов

История Snowflake Inc. – одной из ведущих компаний в области облачных вычислений и big data "Все современные предприятия – цифровые. Все старые – стремятся к цифровизации. Большие данные – вот что подпитывает их и заставляет двигаться вперед." (с) Фрэнк Слутман, генеральный директор Snowflake Компания с забавным названием "Снежинка" – одна из легенд Кремниевой Долины. Ее успех и беспрецедентный рост как магнитом притягивали к себе внимание клиентов и инвесторов, даже тех, кто с большой осторожностью относился к вложению средств в технологические компании. Великий Уоррен Баффет, который не покупал акций на IPO с 1956 года, нарушил собственное правило и приобрел ценные бумаги непосредственно на торгах на сумму $250 млн. Этот шаг "Оракула из Омахи" не остался незамеченным, выход Snowflake на рынок, позже названный брокерами "Метель на Уолл-Стрит", стал самым крупным успехом среди компаний, занимающихся разработкой ПО. Инвесторы получили огромную прибыль, а сейчас стоимость ее оценивается
Оглавление

История Snowflake Inc. – одной из ведущих компаний в области облачных вычислений и big data

"Все современные предприятия – цифровые. Все старые – стремятся к цифровизации. Большие данные – вот что подпитывает их и заставляет двигаться вперед." (с) Фрэнк Слутман, генеральный директор Snowflake

Компания с забавным названием "Снежинка" – одна из легенд Кремниевой Долины. Ее успех и беспрецедентный рост как магнитом притягивали к себе внимание клиентов и инвесторов, даже тех, кто с большой осторожностью относился к вложению средств в технологические компании. Великий Уоррен Баффет, который не покупал акций на IPO с 1956 года, нарушил собственное правило и приобрел ценные бумаги непосредственно на торгах на сумму $250 млн. Этот шаг "Оракула из Омахи" не остался незамеченным, выход Snowflake на рынок, позже названный брокерами "Метель на Уолл-Стрит", стал самым крупным успехом среди компаний, занимающихся разработкой ПО. Инвесторы получили огромную прибыль, а сейчас стоимость ее оценивается в $70 млрд. Как удалось Snowflake всего за 10 лет превратиться из малоизвестного стартапа в силу, с которой необходимо считаться?

С чего все началось

"Когда мы только начинали, нам казалось, что идея создания облачного хранилища данных – это идея всей жизни. Как оказалось, не все остальные чувствовали то же самое. Мы совершенно недооценили, сколько времени потребуется, чтобы убедить других в том, что наша идея – хоумран, что было еще сложнее из-за того, что у нас французский акцент." (с) Бенуа Дожевиль, сооснователь Snowflake Inc.

Комплекс Oracle
Комплекс Oracle

История Snowflake началась в 2012-м году в стенах одной из крупнейших компаний по разработке программного обеспечения – Oracle. Программный архитектор Бенуа Дожевиль и его друг и коллега Тьерри Круан работали в одном из подразделений фирмы уже более 10 лет. И не проходило ни дня, чтобы они не обсуждали не только любимые обоими горные лыжи, но и один довольно неприятный и волнующий предмет – Hadoop. Это платформа с открытым исходным кодом, принадлежавшая Apache Software Foundation и созданная для работы с большими объемами данных.

Она приобрела такую популярность, особенно среди молодых инженеров-программистов, что продукция Oracle считалась морально устаревшей. Бенуа и Тьерри много думали о своем будущем в бизнесе, о том, что большие данные захватывают мир, но хранилища и логистические схемы, даже те, с которыми было трудно конкурировать, оставались жесткими, неэффективными, медленными и не обладали необходимыми, по мнению Дожевиля и Круана, функциями. Даже пресловутый Hadoop.

Бенуа Дожевиль и Тьерри Круан – начало Snowflake
Бенуа Дожевиль и Тьерри Круан – начало Snowflake

Вскоре они поняли, что у них вполне хватает знаний и опыта, чтобы создать облачный продукт-хранилище, который будет отвечать высоким требованиям и нуждам клиентов: гибкий, удобный в использовании, недорогой и обладающий возможностью бесконечно улучшаться и расширяться. Коллеги уволились из Oracle, пригласили еще одного партнера Марцина Жуковски, программиста из Google и Microsoft, у которого уже был опыт запуска стартапа. Они купили доску, маркеры, принтер, сняли комнатку и приступили к работе над проектом, который назвали Snowflake – в честь общего увлечения. Через 4 месяца прототип вчерне был готов, оставалось доработать, найти инвесторов и выпустить на рынок.

Помощь инвестора и разработка в “скрытом режиме”

“Что меня очень привлекло в Snowflake, так это то, что информационные войны начинаются заново. В 80-х и большую часть 90-х годов Oracle, Microsoft и целая куча других компаний боролись за то, кому будет принадлежать платформа баз данных. Сейчас это начинается снова. Все готово для захвата. Но на этот раз данные в 1000 раз важнее для экономики, чем это было 30 лет назад, потому что они буквально питают ее.” (с) Фрэнк Слутман, генеральный директор Snowflake

Инвестор Майк Спейзер – Sutter Hill Ventures
Инвестор Майк Спейзер – Sutter Hill Ventures

Sutter Hill Ventures – один из старейших венчурных фондов Кремниевой Долины. Он был основан еще в 1964-м и специализировался на сетевых и компьютерных технологиях, веб-разработках, финансовых технологиях и так называемых “ангельских фондах” мелких частных инвесторов. Несмотря на долгую работу, его название мало кому известно – фонд не стремится к публичности, у него нет даже полноценного сайта – только визитка в интернете.

Майк Спейзер работал в Sutter Hill с 2008-го в качестве одного из управляющих партнеров. Он был первым представителем венчурного капитала, который поверил в Snowflake. Спейзер инвестировал в стартап в общей сложности $200 млн, которые после IPO превратились в $12 млрд. Его прибыль сравнивают с прибылью ранних инвесторов социальных сетей. С 2012-го до 2014-го он работал бок о бок с Тьерри, Бенуа и Марцином, стал первым генеральным и финансовым директором стартапа и одним из главных энтузиастов проекта.

Логотип и фирменный цвет Snowflake
Логотип и фирменный цвет Snowflake

Два года до начала выпуска продукта на рынок Snowflake работала в “скрытом режиме.” Что это означает? То, что фирма занимается разработками, но, желая избежать конкуренции, скрывает свои цели или даже вводит общественность в заблуждение. Иногда компании не предоставляют точной информации на сайте, называют проекты кодовыми именами, а всех сотрудников обязывают подписать соглашение о неразглашении коммерческой тайны. Обычно “скрытый режим” – состояние временное, присущее самой ранней стадии работы.

Чем же занимались Жуковски, Круан и Дожевиль в “скрытом режиме”? Они готовили к выпуску усовершенствованную облачную платформу данных. Это была революционная идея для своего времени. Компании хранили данные на серверах, локально. Это было дорого: оборудование, аренда, обслуживание – и трудозатратно: масштабирование производилось вручную. Идею продукта Snowflake можно охарактеризовать так: скорость, простота, экономическая эффективность и “эластичность” облака.

Стремительный взлет и его причины

“Я действительно почувствовал себя успешным, когда увидел, как сильно нашим клиентам нравится наш продукт и насколько преобразила их Snowflake. Финансовый успех пришел позже, и для нас с Тьерри это было гораздо менее важно.” (с) Бенуа Дожевиль, сооснователь Snowflake Inc

Боб Маглия
Боб Маглия

Летом 2014-го продукт был представлен на рынке. Майк Спейзер понял, что может покинуть команду без ущерба для бизнеса и передал бразды правления в руки Боба Маглия – опытного управляющего, ранее занимавшего высокую должность в Microsoft. Это позволило учредителям тратить меньше времени на организационные моменты и сосредоточиться на любимом деле – разработке.

До начала 2015-го компания продавала продукт исключительно по специальным приглашениям и тем не менее приобрела 80 клиентов за полгода. Можно сказать, немного. Но дело в том, что клиенты Snowflake не физические лица, не мелкий или даже средний бизнес. Ее услугами пользуются только крупные корпорации. На сегодняшний день с облачной платформой работают более 5000 фирм, среди них 212 из списка “Fortune 500”, который составляется, исходя из данных о размере ежегодной выручке. Snowflake работает с другими облачными провайдерами, одновременно клиентами и конкурентами: Amazon Web Service, Google Cloud Platform и Microsoft Azure. Также в этом году Snowflake занял первое место на всемирном конкурсе стартапов.

Офис Snowflake
Офис Snowflake

После того, как услуги Snowflake стали общедоступными, динамика роста начала резко подниматься и в 2018-м ее клиентская база увеличилась на 300%, а в 2019-м финансовом году общая оценка на 173% – это был настоящий взрыв. Почему клиенты отдали предпочтение именно этой фирме? В первую очередь ее успех связывают с моделью ценообразования. Обычно подобные компании работают с клиентами по подписке и заключают договоры на период от месяца до года. Это удобно и приносит стабильный доход.

В Snowflake поступили по-другому – платежи напрямую зависят от фактических потребностей пользователей. Оплата вычислений рассчитывается с помощью единиц обработки (кредитов), хранение оплачивается отдельно. Многим компаниям это выгодно и они, обычно начиная с малого, постепенно расширяют потребности, начинают пользоваться дополнительными услугами, укрепляют связи с поставщиком и, соответственно, его доход.

Бенуа Дожевиль, Фрэнк Слутман, Тьерри Круан и Майк Скарпелли (финансовый директор)
Бенуа Дожевиль, Фрэнк Слутман, Тьерри Круан и Майк Скарпелли (финансовый директор)

Во вторую очередь успехом Snowflake обязана маркетинговой стратегии. Подход компании основывается на учетных записях клиентов. Вместо того, чтобы рассылать всем одинаковые сообщения и общую информацию, сотрудники отдела рекламы и продаж создают персонализированные объявления и контент для целевых аккаунтов. Используя аналитику, они изучают самые выгодные или самые быстрые сделки и находят похожие аккаунты, для которых создают предложения. Причем отделы маркетинга и продаж работают при данной схеме не независимо друг от друга а во взаимовыгодном тандеме, так как цель едина: привлечение и удержание клиентов.

Самое громкое IPO в истории software

“Каким бы сильным ни было видение или непоколебимой была решимость, вы не сможете по-настоящему преуспеть в создании продукта или услуги с нуля без команды таких же увлеченных и целеустремленных людей.” (с) Бенуа Дожевиль

IPO Snowflake на Нью-Йоркской фондовой бирже
IPO Snowflake на Нью-Йоркской фондовой бирже

Такой впечатляющий рост эксперты связывали на только с качеством продукта, финансовой и маркетинговой стратегиями, но и с работой генерального директора Боба Маглия. Его любили сотрудники (а их уже больше 2000), партнеры и инвесторы. На должности генерального директора он в общей сложности помог привлечь $713 млн в нескольких раундах финансирования. Компания приносила прибыль и не нуждалась в деньгах. Поэтому в 2019-м бизнес-круги были очень удивлены заявлением, что Боб Маглия отправился в отставку и его место занял Фрэнк Слутман.

Фрэнк Слутман был известен в деловых кругах прежде всего как суперпрофессионал и жесткий “достигатор”. За его плечами перевод двух компаний из статуса мультимиллионеров в статус “единорогов”: Service Now и Data Domain. В 2019-м он находился в творческом отпуске, занимался яхтингом и планировал отдыхать еще какое-то время, но перед предложением Snowflake не устоял. Опытный предприниматель прекрасно понимал, какое значение играют большие данные, и что Snowflake – один из ключевых игроков в бизнесе будущего. Приход Слутмана для многих явился сигналом того, что стартап готовится выйти на публичный рынок ценных бумаг.

Фрэнк Слутман, генеральный директор Snowflake
Фрэнк Слутман, генеральный директор Snowflake

И он действительно не разочаровал предсказателей. Вскоре было официально объявлено, что компания будет представлена на Нью-Йоркской фондовой бирже 16 сентября 2020-го года. В то время она оценивалась в $4 млрд. Торги превысили самые смелые ожидания трейдеров и инвесторов и произвели фурор. Предварительный расчет был на цену в $75 за акцию, но торги начались с $120, на пике достигли $300 и закончились на $253. Наибольшую прибыль, получили ранние инвесторы: Sutter Hill Ventures, Altimeter Capital, Iconiq Capital, Redpoint Ventures и Sequoia Capital. Фонд Уоррена Баффета заявил, что выручил $800 млн. Snowflake привлекла еще $3,4 млрд и с тех пор ее стоимость растет.

Реклама Snowflake в Нью-Йорке
Реклама Snowflake в Нью-Йорке

Сейчас Snowflake имеет представительства в 19-ти странах мира, включая Великобританию, Канаду, Японию, Новую Зеландию, Францию и Сингапур, но у нее нет традиционной штаб-квартиры. Руководители компании считают, что после пандемии огромные здания и роскошные офисы уже не актуальны, их время ушло, а пришло время удаленки и обычных переговорных. В 2021-м исполнительный офис переехал в Бозмен, штат Монтана. Это новый тренд крупных компаний: Oracle расположился в Остине, штат Техас, а Palantir в Денвере, штат Колорадо.

Состояние учредителей примерно равно: Бенуа Дожевиль - $1,2 млрд, Тьерри Круан – $1,4 млрд, о состоянии Марцина Жуковски официальной информации нет, но известно, что учредители владеют примерно одинаковыми пакетами акций. Они продолжают активно работать в собственной компании: Дожевиль в должности президента по продукту, Круан занимает пост технического директора, а Жуковски – вице-президент по разработкам.

Помните фильм "Чародеи" и чудную песенку про снежинку? "И обернется снежинка вдруг жар-птицей в руке твоей!" Так и эта "снежинка" не превратилась в воду, а оказалась сделана из более прочного материала, чем снег. И не тает вот уже 10 лет, а напротив становится прочнее, больше, а ее узор изысканнее и сложнее. И так будет продолжаться, возможно, ещё 30 лет, пока не появятся в её штате молодые друзья-инженеры, каждый день обсуждающие, например, гонки на лунных ракетах. И с тревогой думающие о проблемах с конкурентами… Но это будет уже совсем другая история.

Читайте также:

-12

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!