Найти тему

Легко ли быть молодым ... ученым в аграрной науке?


В последнее время уделяется много внимания привлечению молодых учёных в мир науки, поддержка молодых учёных в нашей стране началась ещё в 2016 году, в этот период начинается формирование образа молодого учёного, формирующегося через 
национальный проект «Наука и Университеты», который стал ключевым элементом в решении задач обозначенных в стратегии научно-технологического развития.

Образ молодого учёного в аграрном секторе обсудили в рамках Конгресса молодых учёных.

Становление молодых учёных происходит в университетах, и о том, как популяризируется наука и ведётся работа со студентами, рассказал 
Вадим Герасименко - проректор по научной работе, Оренбургского государственного аграрного университета:

«Мы работаем от детского сада до доктора наук».

В университете создана комплексная программа, которая популяризирует и наше учебное заведение, и аграрную науку для самых широких масс. 
- Для детей младшего возраста у нас проводятся экскурсионные программы, простым языком рассказывающие об аграрном секторе; 
- Для школьников, начиная с 8 класса, действует программа «Агроклассники», в которой учащимся предлагается включиться в проектную деятельность, по результатам которой, ученики защищают свой итоговый бизнес проект. Ученики, представившие лучшие проекты получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в наш ВУЗ; 
- Для студентов 1 курса проводятся мероприятия, позволяющие в научно-популярной форме продемонстрировать научную работу каждой лаборатории, каждого факультета; 
- Для магистров и аспирантов, при ведении успешной научной деятельности ВУЗ выделяет грант для стимулирования дальнейшей работы, так же магистрам и аспирантам выплачивается дополнительная стипендия от губернатора. 
Благодаря внутренней поддержке и грамотной кадровой политике в Оренбургском аграрном университете из 186 преподавателей, 61 является молодым учёным.

После получений учёной степени выпускники аспиранты должны быть заинтересованы оставаться в научной среде и заниматься научной деятельностью в исследовательских центрах.

О привлечении молодых специалистов и работе в исследовательских центрах рассказала 
Анжела Асатурова - директор, Федерального научного центра биологической защиты растений; член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию:

«На данный момент в нашем центре 54% молодых учёных от всех сотрудников».

Для достижения такого результата, была выстроена система мер поддержки молодых кадров: 
- Проводится комплексная работа с университетами. Чтобы взрастить востребованного учёного, работать со студентами нужно начинать с первого курса, в том числе привлекая их на практику в свои центры. Очень часто молодые учёные, контактируя со студентами ВУЗов популяризируют науку, и приводят выпускников в научные центры; 
- Вводится система поощрений для молодых учёных, в виде стажировок в других центрах или университетах, а так же участие на конференциях и конгрессах; 
- Научные центры должны стать привлекательными рабочими местами, прежде всего по трём основным направлениям: рабочее место, зарплата, интересные задачи.

Сейчас государство решает проблему диссонанса зарплат, как по регионам, так и по разнице между профессиями, тем самым, повышая престиж образа молодого учёного.

Для учёных аграрного сектора активная публикационная деятельность является большой проблемой из-за узкой направленности исследовательских работ. 

Екатерина Гризанова - ведущий научный сотрудник, Новосибирский государственный аграрный университет.

«Для публикации в таком рейтинговом журнале, как Science, нужны прорывные исследования, которые в аграрном секторе сделать очень сложно.
Для молодых учёных не обязательно сразу публиковаться в рейтинговых журналах, печататься нужно там, где находится твоя ниша читателей, там где тебя начнут цитировать. Главная задача сделать себе имя как учёный, чтобы оно стало узнаваемым в научном сообществе. 
Стоит отметить, что так же важно самому продвигать собственные статьи, выпуская под них пресс-релизы. 
И самое главное, о чём уже не раз упоминалось в рамках Конгресса, нужно не количество статей, а их качество".

Тем не менее, без публикаций молодому специалисту сложно выйти на гранты, которые на сегодняшний момент являются основной статьёй доходов для учёных. Поэтому стоит начинать с заявок на малые гранты, в которых и требования несколько проще.

Анна Крутикова - кандидат биологических наук; старший научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики, Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных – филиал Федерального исследовательского центра животноводства – ВИЖ имени академика Л.К. Эрнста:

«Чем больше вы, как учёный умеете делать, тем больше шансов у вас попасть в грант».

Лоран Генцбиттель - директор проектного центра агротехнологий, Сколковский институт науки и технологий (Сколтех).

"Во Франции около 50% выпускников университетов остаются работать в индустрии, и в среднем до 30% молодых учёных остаются работать в университетах или в исследовательских центрах, что является качественным показателем поддержки науки и научных исследований".

Такие показатели достигаются несколькими факторами: 
- Студент, как выпускник университета обязан провести 12 недель на учебной практике за границей. Причём данный проект студент организует себе полностью сам, но работает в сопровождении куратора. 
- В последний год обучения по магистерской программе, вы должны пройти производственную практику в течении 6 месяцев. 
- Достойная зарплата для молодых учёных. 
Всё это помогает популяризировать и развивать науку, поддерживать постоянный молодой состав учёных в университетах, в исследовательских центрах и на производстве.

Татьяна Мамонтова - ведущий научный сотрудник, Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр; член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию:

«Образ молодого российского учёного из аграрной науки нельзя нарисовать, он остаётся неизменным, а главное, российские ученые, занимающиеся работающие в аграрном секторе, являются патриотами и интеллигентами».

#КМУ2022

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/29254