В последнее время уделяется много внимания привлечению молодых учёных в мир науки, поддержка молодых учёных в нашей стране началась ещё в 2016 году, в этот период начинается формирование образа молодого учёного, формирующегося через национальный проект «Наука и Университеты», который стал ключевым элементом в решении задач обозначенных в стратегии научно-технологического развития.
Образ молодого учёного в аграрном секторе обсудили в рамках Конгресса молодых учёных.
Становление молодых учёных происходит в университетах, и о том, как популяризируется наука и ведётся работа со студентами, рассказал Вадим Герасименко - проректор по научной работе, Оренбургского государственного аграрного университета:
«Мы работаем от детского сада до доктора наук».
В университете создана комплексная программа, которая популяризирует и наше учебное заведение, и аграрную науку для самых широких масс.
- Для детей младшего возраста у нас проводятся экскурсионные программы, простым языком рассказывающие об аграрном секторе;
- Для школьников, начиная с 8 класса, действует программа «Агроклассники», в которой учащимся предлагается включиться в проектную деятельность, по результатам которой, ученики защищают свой итоговый бизнес проект. Ученики, представившие лучшие проекты получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в наш ВУЗ;
- Для студентов 1 курса проводятся мероприятия, позволяющие в научно-популярной форме продемонстрировать научную работу каждой лаборатории, каждого факультета;
- Для магистров и аспирантов, при ведении успешной научной деятельности ВУЗ выделяет грант для стимулирования дальнейшей работы, так же магистрам и аспирантам выплачивается дополнительная стипендия от губернатора.
Благодаря внутренней поддержке и грамотной кадровой политике в Оренбургском аграрном университете из 186 преподавателей, 61 является молодым учёным.
После получений учёной степени выпускники аспиранты должны быть заинтересованы оставаться в научной среде и заниматься научной деятельностью в исследовательских центрах.
О привлечении молодых специалистов и работе в исследовательских центрах рассказала Анжела Асатурова - директор, Федерального научного центра биологической защиты растений; член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию:
«На данный момент в нашем центре 54% молодых учёных от всех сотрудников».
Для достижения такого результата, была выстроена система мер поддержки молодых кадров:
- Проводится комплексная работа с университетами. Чтобы взрастить востребованного учёного, работать со студентами нужно начинать с первого курса, в том числе привлекая их на практику в свои центры. Очень часто молодые учёные, контактируя со студентами ВУЗов популяризируют науку, и приводят выпускников в научные центры;
- Вводится система поощрений для молодых учёных, в виде стажировок в других центрах или университетах, а так же участие на конференциях и конгрессах;
- Научные центры должны стать привлекательными рабочими местами, прежде всего по трём основным направлениям: рабочее место, зарплата, интересные задачи.
Сейчас государство решает проблему диссонанса зарплат, как по регионам, так и по разнице между профессиями, тем самым, повышая престиж образа молодого учёного.
Для учёных аграрного сектора активная публикационная деятельность является большой проблемой из-за узкой направленности исследовательских работ.
Екатерина Гризанова - ведущий научный сотрудник, Новосибирский государственный аграрный университет.
«Для публикации в таком рейтинговом журнале, как Science, нужны прорывные исследования, которые в аграрном секторе сделать очень сложно.
Для молодых учёных не обязательно сразу публиковаться в рейтинговых журналах, печататься нужно там, где находится твоя ниша читателей, там где тебя начнут цитировать. Главная задача сделать себе имя как учёный, чтобы оно стало узнаваемым в научном сообществе.
Стоит отметить, что так же важно самому продвигать собственные статьи, выпуская под них пресс-релизы.
И самое главное, о чём уже не раз упоминалось в рамках Конгресса, нужно не количество статей, а их качество".
Тем не менее, без публикаций молодому специалисту сложно выйти на гранты, которые на сегодняшний момент являются основной статьёй доходов для учёных. Поэтому стоит начинать с заявок на малые гранты, в которых и требования несколько проще.
Анна Крутикова - кандидат биологических наук; старший научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики, Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и разведения сельскохозяйственных животных – филиал Федерального исследовательского центра животноводства – ВИЖ имени академика Л.К. Эрнста:
«Чем больше вы, как учёный умеете делать, тем больше шансов у вас попасть в грант».
Лоран Генцбиттель - директор проектного центра агротехнологий, Сколковский институт науки и технологий (Сколтех).
"Во Франции около 50% выпускников университетов остаются работать в индустрии, и в среднем до 30% молодых учёных остаются работать в университетах или в исследовательских центрах, что является качественным показателем поддержки науки и научных исследований".
Такие показатели достигаются несколькими факторами:
- Студент, как выпускник университета обязан провести 12 недель на учебной практике за границей. Причём данный проект студент организует себе полностью сам, но работает в сопровождении куратора.
- В последний год обучения по магистерской программе, вы должны пройти производственную практику в течении 6 месяцев.
- Достойная зарплата для молодых учёных.
Всё это помогает популяризировать и развивать науку, поддерживать постоянный молодой состав учёных в университетах, в исследовательских центрах и на производстве.
Татьяна Мамонтова - ведущий научный сотрудник, Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр; член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию:
«Образ молодого российского учёного из аграрной науки нельзя нарисовать, он остаётся неизменным, а главное, российские ученые, занимающиеся работающие в аграрном секторе, являются патриотами и интеллигентами».
#КМУ2022
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/29254