Найти тему

Иная свобода

Пару дней назад я дочитала выпуск журнала Рассказы "Иная свобода" издательства Крафтовая литература.

Это достаточно новое издательство, куда множество молодых авторов-фантастов присылают свои рассказы. Издательство ориентируется на фокус-группы читателей, которые присылают им свои отзывы на рассказы. В случае большого успеха рассказ будет опубликован в следующем номере. Я узнала о такой системе работы этого издательства, поболтав с представителем на книжкой ярмарке Non fiction в прошлые выходные, и, конечно же, сразу в эту фокус-группу вписалась) Так что здесь регулярно будут публиковаться отзывы на рассказы этого издательства (но конечно, только на те произведения, что будут опубликованы, все-таки сохранять инкогнито остальных - важно, с издательством я договорилась обо всем)

Этот номер включает 5 рассказов: "Цвета и силы", "Хронатос", "Тотем", "Фокус-группа", "Ада и ее мальчики". Расскажу о каждом из них поподробнее в порядке уменьшения моих теплых чувств по отношению к ним)

1. "Цвета и силы". Этот рассказ мне понравился больше всего, могу сказать, что я от него в восторге!

Цвета и силы - это такая игра, очень распространенная и важная в государстве, где происходят все события, мне эта игра немного напомнила Го, но отличий много. Игроки ходят, ставя печатью на поле круги разных цветов, всего в игре их 5: два на каждого из соперников и 1 нейтральный. Круги пересекаются в замысловатых комбинациях (разные уровни силы, первый - двуплеты, триплеты, например, их соединения - второй уровень силы и так далее), в дальнейшем высчитывается, кому из игроков каждая комбинация приносит очки, при этом это не определяется просто тем, чьих цветов больше, нет, это зависит от положений сил на поле во время всего развития данной комбинации. В общем, правила оооочень замысловатые (они очевидно не описываются в книге во всех деталях), нужно постоянно вести запись всей игры, чтобы точно высчитать очки. Начиная с определенного момента игрок уже перестает понимать, принесет ли ему ход преимущество или наоборот ослабит позиции, расчеты становятся слишком сложными, тогда он объявляет конец игры (говорит, что игра вышла за пределы его понимания), и у соперника есть еще какое-то количество ходов, а дальше подсчитываются очки.

Во-первых, как вы понимаете, меня безумно привлекла сама игра) Я бы очень хотела доработать под себя эти правила и играть.

Но вернемся к рассказу)

Дед, который учил главного героя рассказа играть в Цвета и Силы, утверждает, что главная суть игры - это осознание себя, своих пределов и возможностей и получение умения вовремя остановиться, потому что тот, кто продолжает играть, выйдя за свои пределы, может выиграть, только если соперник действует так же, и благодаря случайности, а игра очевидно не про это. Однако главный герой оказывается истинным гением (в этой игре) и одновременно с этим абсолютным безумцем, который настолько сильно увлечен игрок, бесконечным исследованием ее возможностей, что больше ничего не видит. Я безумно люблю таких героев, ибо, честно признаюсь, до сих пор немного хочу сама быть такой) Соответственно я прониклась пониманием и белой завистью по отношению к этому персонажу.

А концовка......я не буду вам ее рассказывать, но поверьте, она вас не разочарует, ибо этот безумец получит тот самое вечное горение в кострищах Ада (однако так думают лишь другие, те, кому не хватило сумасшествия для понимания истинной сути Цветов и Сил).

2. "Тотем", "Ада и ее мальчики". Эти два рассказа очень разные, но я не смогла пока понять, какой мне понравился больше.

"Тотем" достаточно типичен в своем сюжете постепенного культурного захвата "цивилизованными" людьми коренных племен местности. И такого типа рассказы делятся на два типа: победа "цивилизованных" людей, победа коренных племен. Первый случай либо иллюстрирует упадок племен, либо наоборот (что чаще) моральный упадок "цивилизованных" людей, но их военное превосходство, и это приводит к итоговому упадку духа человечества. Второй же случай также показывает моральный упадок "цивилизованных" людей и их военное превосходство по сравнению с коренными племенами, однако более оптимистичен, так как коренные племена побеждают за счет сильной связи со своими предками и веры, которая делает их сильнее.

Я сама материалист, атеист и т.д., т.е. отношусь к тем самым "цивилизованным" людям, идея мифа, по крайней мере именно в контексте религии и традиций предков, меня никогда не интересовала, однако литература такого типа все равно меня привлекает, так как я считаю, что у каждого человека "в душе" есть та самая дыра, которая лучше всего заполняется мифом, и такие книги помогают мне эту дыру в себе осознать. Похожие ощущения вызывают у меня многие рассказы Теда Чана (всячески его советую).

Нет, я не собираюсь резко заполнять ее религией, есть другие мифы (я сейчас использую этот термин в максимально широком философском смысле), в частности свои личные традиции, философия, улучшение своего понимания мироустройства как в целом, так и отдельных внутренних миров.

Подобные сюжеты отстраняет меня от идей критического индивидуализма, который слишком разделяет людей.


"Ада и ее мальчики" оказался для меня самым тяжелым и интересным в эмоциональном плане рассказом.

Этот рассказ посвящен построению идеального светлого будущего. Однако мир сталкивается с тем, что желания и представления о прекрасном у людей слишком разные, что приводит к регулярному развязыванию войн, а не к спокойной технологически развитой идеальной цивилизации. И люди вроде бы находят выход: раз из-за того, что люди такие разные, случаются войны, то нужно людей унифицировать. Все это приводит к появлению системы баллов, начисляемых за "современные" действия (немного напоминает социальный рейтинг в Китае, не правда ли), и, если твой рейтинг опускается до нуля, то ты отправляешься на вокзал, вылетаешь из системы, не увидишь того "прекрасного светлого будущего". И как раз такими выпавшими из системы героями мы и наблюдаем в рассказе, что они о себе думают. как относятся к системе, что собираются делать.

Этот рассказ очень сильно меня тронул, так как заставил прочувствовать показываемое противоречие и в себе. С одной стороны я хочу технологическое светлое будущее, понимаю, что такой прогресс возможен только в крупном государстве (требуется слишком много людей для добычи материалов, построения аппаратуры, исследований и т.д., это не может самоорганизовываться, то есть я не представляю себе крупные объединения людей с анархическим режимом, хотя даже разбиралась с этим, например, досконально изучила "Краткую систему анархизма" Малатесты), что лишь небольшой процент людей сможет видеть картину целиком и двигаться к цели, но с другой в этом случае могут невероятно сильно ущемляться интереса большого количества отдельных личностей, даже не просто ущемляться, эти люди будут выбрасываться из общества, а это невыносимо для такого социального существа, как человек. Это противоречие разрывает и меня саму, рассказ же еще сильнее обостряет это, показывая разные реакции и действия "выброшенных" людей, заставляя проникнуться к ним чувствами.

Если вам близок мой крик души, то советую вам этот рассказ) *если же у вас есть советы по подходящей литературе, буду рада услышать

3. "Хронатос"
Достаточно стандартная тема про знание/незнание даты своей смерти (рядом часто идет идея о бессмертии). Однако реализация лично для меня была слишком скомканной, герои не вызвали никаких эмоций, тема тоже нельзя сказать, что хорошо раскрыта. В связи с этим не вижу смысла подробно расписывать рассказ.

4. "Фокус-группа"
Вот про этот рассказ я могу сказать, что он мне именно не понравился.
Тема объединения разумов меня сильно интересует и захватает, те же "Создатель звезд" Стэплдона и "Эхопраксия" Уоттса - одни из моих любимых книг. Однако, вероятно ими я и избалована, ибо здесь эта тема абсолютно не раскрыта, только в конце скомканно с помощью нее делается чуть более интересная развязка изначально как будто стандартного ужастика про подростков (извините за спойлер, но если вам рассказ понравится, то он вам понравится и с этим знанием).
Плюс, молодежный сленг в литературных произведениях я очень не люблю (а его здесь много), в результате он очень редко кажется мне уместным, и это дополнительно усилило неприязнь к рассказу.

В итоге, могу сказать, что три из пяти рассказов мне очень даже понравились, а я читатель достаточно привередливый, так что выпуск, как и в целом издательство, советую)