Когда диктанты писать нельзя?
Есть у школьников бич, и имя его – ВИЗУАЛЬНО - ГРАФИЧЕСКИЕ ШАБЛОНЫ. Уважаемые родители, представьте ситуацию: вашему ребенку и в голову не приходит, что он то или иное слово пишет неправильно. Он уверен в обратном. Ребенок привык так писать (почему исправления учителя не воспринимались – это другая тема), у него уже сформирован тот самый визуально-графический шаблон и плюс к этому – двигательный автоматизм написания данного слова.
Попытки избавиться от неграмотности посредством написания диктантов – путь в никуда: неправильное написание слов еще больше закрепляется. Что делать?
Покупаем различного рода тренажеры, пособия, где пропущенные буквы заменены точками. Почему это наш путь?
1. Отсутствие букв прерывает автоматизм письма.
Ребенок вынужденно останавливается, и автоматическое неграмотное письмо оказывается невозможным.
2. Он должен найти правило, которое надо использовать для написания этого слова, проверить, что именно оно подходит.
Это тот путь, на котором осознаются и систематизируются правила русского языка.
Из опыта бабы Вали (уже с другим внуком).
Глеб, 4 класс. Тема «Правописание безударных гласных в корне слова».
Для работы с вышеуказанными пособиями по этой теме она составила памятку для внука.
ПАМЯТКА
1. Посмотри, в какой части слова пропущена буква (корень, приставка, суффикс, окончание).
(У бабы Вали была и запасная карточка, где во всех словах уже выделены были их значимые части).
2. Когда определишь, где пропущена буква, найди ту карточку, которая относится к этой части слова.
Пример карточки, составленной бабой Валей. Она перепечатала правила из пособия, купленного в книжном магазине, распределяя информацию по отдельным карточки.
Карточка № 1. Корень
П…ля. Ст…на.
1. Если в корне пропущена гласная буква, значит, орфограмма называется «Безударная гласная в корне слова».
2. Посмотрим, она проверяемая или непроверяемая.
3. Проверяемую гласную можно определить тремя способами.
Первый способ
Изменить форму слова так, чтобы безударный звук стал ударным
Внимание!
Чтобы изменить форму слова, надо изменить его число или падеж
Пример: п…ля – пОле стена – стЕны
Второй способ
Л…сок. Тр…щать.
Подобрать однокоренное слово, в котором проверяемый гласный звук находится под ударением
Пример: л…сок – лЕс, тр…щать – треЕск
- Внимание!
А если слово с двумя безударными гласными в корне?
Третий способ
Проверять слово двумя проверочными словами.
Пример: г…л…ва – гОловы – голОвушка
Запомни!
Если ты смог проверить пропущенную гласную, она называется «Безударная проверяемая гласная в корне»
Карточка № 2. Корень
К…бинет
1. Если ты не смог проверить пропущенную гласную, она называется «Безударная непроверяемая гласная в корне слов».
2. В этом случае обратись за помощью в «Орфографический словарь» или к старшим.
3. Запомни написание слова.
Приведу примеры других карточек.
Карточка № 3. Корень.
Лоша…ка. Гри… .
1. Если в корне пропущена согласная буква, то эта орфограмма называется «Парные звонкие или глухие согласные» или «Непроизносимые согласные в корне слова».
2. Чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце или в середине, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный.
Пример: лоша…ка – лошаДОчка гри… - гриБОк
Карточка 4. Корень.
Извес…ный. Сер…це.
1. Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо.
Извес…ный – известие. Сер…це - сердечный
2. Запомнить!
Чувство, праздник, поздно, окрестности, лестница, здравствуйте.
Чудесный – чудеса, прекрасный – прекрасен, опасный - опасен, ужасный – ужас, вкусный – вкус, интересный - интерес.
Возникает естественный вопрос: а время? Где его взять на всё это? Работа, муж, трое детей, пожилые родители, сад! Да, баба Валя – это отдельный случай. Умный, образованный человек. По стечению обстоятельств сразу вышла на пенсию. Но и она тихо стонала: «Не моё это! Не моё!» А что было делать? Глеб родился с водянкой головного мозга, с мозговыми кистами, кривошеей и т.д. Баба Валя посвятила себя внукам. Глеб учится сейчас в колледже.
Ко мне приводят детей, которые «забуксовали» на уровне наглядно-действенного мышления, а в пятом классе надо мыслить уже словесно-логически. Этим детям нужна наглядная опора. Иначе они теряются. Я покупаю им комплекты карточек по орфографии. Первая категория карточек с забавными рисунками. Вторая – чисто теоретическая. Карточки разных издательств, я их в пары подбираю сама. Раскладываем карточки веером попарно и начинаем работать с опорой на них. Выбираем правила, вставляем буквы. Работают зрительная память, двигательная, слуховая. Учимся двигаться по алгоритму, рассуждать.
Дорогу осилит идущий. Мы побеждаем визуально-графические шаблоны.