Стартовал Конгресс молодых ученых 2022. С прошлого года сменились многие приоритеты. «Интеграция научных и образовательных организаций новых регионов в российское научно-образовательное пространство» - такой была тема одной из дискусси самой первой волны мероприятий.
Модерировала ее Марина Боровская, которая подчеркнула, что в данном контексте важнее ее амплуа председателя Совета ректоров Юга России. В ходе модерации она высказала мысль: на новые территории должны быть распространены инструменты нацпроектов. Но до этого еще далеко.
Владислав Бессарабов, председатель совета молодых ученых ДонНУЭТ им. Туган-Барановского), определил 5 наиболее насущных потребностей молодых ученых:
1. Совместные публикации с коллегами из России, особенно ВАКовских. Последние слишком дороги для ученых из новых регионов.
2. Совместные научно-технические работы. Куратором ДНУЭТ выступает РЭУ им. Плеханова, реализуются три совместные темы.
3. Совместные конференции – здесь спикер особенно отметил позитивный опыт Астраханского госуниверситета @asuinforms.
4. Стажировки и совместные образовательные программы.
5. Заключение договоров, которые систематизируют отношения и вносят ответственность.
От Минобрнауки вектор интеграции новых регионов курирует замминистра Григорий Гуров @GurovGrigoriy. Министерство знает обо всех проблемах, но не все может решить единолично, нужно участие широкого университетского и научного сообщества.
В ходе дискуссии очень ярко было видно существование двух миров. Первый – это люди из новых регионов и те, кто активно им помогает. Здесь есть понимание сложности и глубины проблем.
И есть второй мир – оторванный от жизни. «Пять тысяч рублей по хоздоговору» - эти реалии не могут стыковаться с призывами вкладываться в процесс на паритетных началах, которые несколько раз прозвучали от некоторых спикеров.
В фокусе внимания сейчас – передать вузы и НИИ российским учредителям (министерствам и ведомствам), научить работать в новой парадигме – юридической, экономической, кадровой. Нужно подготовить педагогов, комплексно помочь демобилизованным студентам. Над решением всех задач бьются в Минобрнауки, в вузах Юга России, власти, вузы и НИИ четырех новых регионов.
Сформирован единый план, который включает в себя работу по очень многим вопросам, озвученным в ходе дискуссии – но о нем не всегда знают будущие субъекты перемен.
Представители новых регионов – в основном от ЛНР и ДНР – высказали много предложений и пожеланий. Основная проблема – вал информации, где нельзя понять, доступен ли данный инструмент поддержки. Решением станет создание цифровой платформы со структурированной информацией.
Григорий Гуров подчеркнул, что информационное взаимодействие не всегда проходит успешно, здесь нужна помощь вузовских площадок.
В процессе интеграции, подчеркнул он, есть много этических дилемм и существует опасность «задушить заботой». В частности – абитуриенты из новых регионов получили огромные льготы при поступлении (что породило известное социальное напряжение), но нельзя будет выдать диплом тому, кто не освоил программу. Потому задача – не начать поступивших повально отчислять.
Одна из системных проблем ДНР и ЛНР – кадровый голод. «Нам не нужно начальство, не нужны деканы – нам нужны рядовые преподаватели», - так сформулировал проблему Вадим Шатилов. А Анна Афанасьева очень эмоционально попросила вернуть преподавателей из окопов, пока еще есть, кого возвращать.
Людмила Баева из АГУ предложила сделать единый совет молодых ученых Юга России и новых территорий. Такие единые структуры важны для ежедневной коммуникации и оперативного решения проблем, а не для парадных заседаний.
Работа по интеграции университетов и научных институтов новых регионов во многом схожа с нейрохирургией и потому важны слова Григория Гурова о том, что основной принцип: «Не навредить».
#КМУ2022
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/29152