Найти тему
56,2K подписчиков

Любимая женщина Верди. Часть 5: Идеальная жена

2,1K прочитали

Верди очень повезло, что судьба свела его с Джузеппиной. Она была одарена всеми качествами и талантами идеальной подруги творца, как будто бы прошла специальный отбор в каком-нибудь конкурсе на лучшую жену гения.

Верди очень повезло, что судьба свела его с Джузеппиной.

__________________________________

Это продолжение истории отношений Джузеппе Верди и Джузеппины Стреппони. Первая часть 👉здесь, вторая 👉здесь, третья 👉здесь, четвёртая 👉здесь.

__________________________________________

Дар любви

У неё был лёгкий характер, хорошее чувство юмора, много терпения и ещё больше любви и нежности к этому «чудовищу», как она иногда в шутку называла Верди в письмах.

Джузеппина по мере сил не давала Верди впадать в угрюмость и раздражительность, к которым он был склонен. Собственно, весь их мир, их отношения держались исключительно на её плечах и питались энергией её огромной, самоотверженной и очень светлой любви.

До того, как они скрепили свои отношения брачной печатью, Верди часто уезжал без неё в разные города и страны ставить свои оперы. Джузеппина плохо переносила его отсутствие. Она тосковала и ежедневно писала ему нежные письма, стараясь не слишком впадать в печальный тон.

«Я только что получила твое письмо - не могу передать, с какой радостью! ... Я очень рада, что ты чувствуешь себя потерянным без меня, и я тебе желаю скучать так сильно, чтобы тебе никогда не приходила в голову варварская идея бросать меня в одиночестве...»
« Без тебя я тело без души. ... За годы с тобой я не испытала ни скуки, ни привычки. Напротив, после того, как мы так долго были вместе, не расставаясь ни на минуту, я очень остро чувствую наше расставание, хоть ты и даешь мне повод надеяться на то, что она будет недолгой».

Верди не любил писать письма и отвечал ей редко. Бывало, что какие-то слова в её письмах вызывали в нём раздражение. Джузеппина каждый раз гасила его своей кротостью и любовью. Она умела красиво и изящно обойти любой конфликт.

«Знаешь, дорогой мой волшебник, в этом мире у меня нет ничего и никого, кто мог бы утешить меня – только ты один. Я люблю тебя (возможно, это моя вина) более всего и всех! Твоя любовь для меня такое благословение, что она одна даёт мне мужество выдержать все мои печали и невзгоды.
Но главное моё несчастье и печаль, это то, что какие-то мои слова или поступки тебе не нравятся, прости меня!»

Сложный случай

Самое важное в истории их отношений то, что Джузеппина любила не только человека-Верди, но и Верди-творца. Она раньше всех - ещё с самой первой его оперы оценила его музыкальный дар и верила в него бесконечно.

О её влиянии на творческий процесс Верди биографы обычно не распространяются. Однако роль Джузеппины в жизни Верди была далеко не только декоративной.

Начнём с того, что Джузеппина была домашним психотерапевтом для Верди. Ей достался практически безнадёжный «пациент». Его состояние души и ума незадолго до того, как они начали совместную жизнь, он сам описал в одном из писем к другу:

«Физически я здоров, но душа моя черна, черна всегда, и будет такой до тех пор, пока я не закончу свою карьеру, которую ненавижу. Что потом? Нет смысла обманывать себя. Она и потом будет черной. Счастья для меня больше не существует».
Верди очень повезло, что судьба свела его с Джузеппиной.-2

Трудно утверждать, что Джузеппина вернула Верди утраченное счастье, но несомненно, что своим легким характером, юмором, терпением, тактом и бесконечной нежностью она возродила его испепелённую душу.

Гораздо сложнее было излечить болезненную неприязнь Верди к композиторскому труду.

Условия контрактов, по которым он должен был написать музыку в установленные сроки на выбранное театром либретто, связывали его по рукам и ногам. Это было совершенно несовместимо с его культом личной свободы. Верди чувствовал себя рабом на галерах и очень страдал.

Именно Джузеппина нашла способ сменить его профессиональную парадигму. С присущей ей мудростью и знанием театральной кухни она посоветовала Верди писать то, что хочет он сам, в том режиме, который удобен ему. И уже потом предлагать свои оперы театрам. Верди последовал этому совету. С этих пор сочинение перестало быть для него тяжёлой обязанностью и мукой.

Опера и капуста

Но всё же мечта оставить, наконец, композиторскую карьеру никогда не покидала Верди.

«Придет время, и оно не так уж далеко, когда я скажу: "Прощай, моя публика! Моя карьера окончена: теперь я буду сажать капусту».

Не исключено, что Верди и сказал бы «прощай» оперным театрам, как в своё время это сделал знаменитый Джоаккино Россини в свои 37 лет, и главные шедевры Верди, начиная с «Риголетто» и «Травиаты» так никогда и не увидели бы свет. Если бы не энергия его природного музыкального таланта и не Джузеппина.

Каждый раз, когда Верди собирался окончательно закончить оперную карьеру (такое было не раз в его жизни), она находила аргументы, для того, чтобы он передумал. При этом она уговаривала его не соблазняться высокими гонорарами и соглашаться только на интересные ему самому творческие проекты.

Вид на виллу Сант-Агата в 1870-х годах.
Вид на виллу Сант-Агата в 1870-х годах.

Джузеппина была личным секретарём Верди и вела всю его корреспонденцию, делала переводы (он был не очень силён в языках) и иногда даже решала за него сложные деловые вопросы. Однажды она филигранно развела совершенно тупиковый и очень острый конфликт между Верди и его многолетним партнёром - издательством «Рикорди».

И, наконец, она, как опытная оперная певица и прекрасно образованный музыкант, была неоценимым советчиком для Верди. Присутствие Джузеппины стало настолько необходимым для него, что он не мог сочинять, если её не было рядом. Она констатировала этот факт с шутливым торжеством и писала Верди, который надолго уехал в Рим без неё:

«Ты так ничего и не написал? Ну ещё бы! Ведь в углу твоей комнаты нет кресла, где, тихонько сидела бы та, что время от времени говорила тебе: «это красиво», «нет-нет, не то», «стоп – повтори», «а это оригинально!». Без меня Бог к тебе немилостив, он заставляет тебя ждать и ломать голову, прежде чем твои голубятни откроются и оттуда выпорхнут великолепные музыкальные идеи».

Филомена

Верди и Джузеппина постоянно жили в Сант-Агате, лишь на зиму выезжая на юг, в Геную, где у них был дом. Со стороны течение их жизни выглядело совершенно ровным.

После того, как в 1859 году они обвенчались, и Джузеппина стала подписывать свои письма двойной фамилией Верди-Стреппони и почти всегда сопровождала своего «волшебника» в его поездках. Даже в Россию, на постановку «Силы судьбы» - в разгар русских морозов - они поехали вместе, и, кстати, привезли оттуда самовар и вот этот малахитовый письменный настольный гарнитур с часами – личный подарок Александра II.

Фото с сайта www.villaverdi.info
Фото с сайта www.villaverdi.info

Но в глубинах их спокойной жизненной реки были свои омуты. Первый из них касался темы детей.

Союз Джузеппины и Верди был бездетным. Для Джузеппины, которая не могла сама воспитывать своего сына Камиллино, невозможность иметь детей с любимым человеком была наказанием и, видимо, внушало ей тревогу. В 1853 году (Джузеппине было тогда 38 лет) она писала Верди:

«Детей у нас не будет (возможно, Бог, хочет наказать меня грехи, лишив меня такой радости до того, как я умру). Что ж, если детей нет у меня, надеюсь, ты не причинишь мне боли, имея их от какой-либо другой женщины».

Что касается Верди, то, судя по всему, ему не нужны были другие дети, кроме тех, кого он похоронил в своей прежней жизни – до Джузеппины. Только мысль о том, что годы идут, и кто-то должен будет наследовать его состояние, заставила его удочерить дальнюю родственницу – дочь двоюродного брата, маленькую Филомену. Это совершенно изменило жизнь Джузеппины.

Верди очень повезло, что судьба свела его с Джузеппиной.-5

Филомена родилась как раз в год бракосочетания Верди и Джузеппины и, поскольку её родители были бедны, жила в доме своего дедушки – отца Верди. Когда тот умер, Верди взял её в свой дом.

Это стало огромной радостью для Джузеппины, её жизнь обрела дополнительный прекрасный смысл. Она очень привязалась к девочке и нашла в этой привязанности выход своим материнским чувствам.

Через три года, когда девочке исполнилось десять лет, Верди оформил документы по удочерению, и сразу же после этого отправил её из Сант-Агаты на восемь лет в школу-интернат в Турине, несмотря на все протесты Джузеппины. Она очень тяжело переживала эту разлуку.

«Я плачу каждый раз, когда думаю о ней, и мне кажется, что я вижу её светлое улыбающееся личико в каждом углу дома. Но её там нет. Школа, конечно, очень хорошая… но . . . но мне кажется, что я бы сама воспитала и обучила её не хуже».

Девочка плохо переносила новую обстановку и первое время много плакала, об этом сообщали воспитатели. Сердце Джузеппины разрывалось, она страдала, ездила в Турин при первой возможности и каждый год с тоской ждала конца августа, чтобы забрать её на каникулы домой.

Отъезд маленькой Филомены (в семье Верди её называли вторым именем – Мария) стал точкой отсчёта нового периода в жизни Джузеппины. Со стороны картина их жизни в Сант-Агате казалась вполне мирной и даже идеальной. Обоим уже было за пятьдесят, все цели достигнуты - спокойная пора подведения итогов. Но именно теперь для неё начались трудные времена.

Окончание этой истории 👇

Всё с начала:

Спасибо за лайки и комментарии! 🌼