"Славный андреевский флаг". Эти слова из известной песни всплывают в голове, когда приезжаешь или приходишь в Карею, и перед тобой выплывает Свято-Андреевский скит. Особенно он хорошо смотрится, когда поднимаешься из монастыря Ватопед. Он виден так же уже издалека, как только дорога, ведущая от пристани Дафни, начинает спускаться вниз. Внешне он напоминает богатыря, охраняющего афонскую землю, который для своего поста нашёл небольшую ровную площадку среди Афонских скал и холмов. «Это Андреевский скит, чудный вид которого открылся перед нами почти с половины пути, с его красивыми постройками. Блестящая будущность ожидает эту святую обитель. Этот единственный на Афоне, русский в полном смысле слова, питомник иноческий в течение каких-либо 40 лет разросся так широко, что пустил свои отрасли и в России, где его учреждения приносят немалую пользу благочестивому русскому народу", - написал один паломник в конце XIX века.
Вот, какой стих написал один монах.
В пределах дальнего Афона
У бледно-синих Понта вод
Раскин улась обитель нова,
Российских иноков оплот
Вокруг нея нет стен с зубца ми,
Не видно башен по углам,
Но дивен в ней Господень храм
С позолочёнными главами…
Монах Пионий (Голубев) 1905 г.
Гигантский собор, своими размерами и архитектурой выпадающий из общего афонского стиля, у многих вызывал некоторое раздражение. Но теперь, когда из русского скита удалили русских и по воскресениям приезжают сотни паломников из Греции на встречу с дикеем Ефремом, такие габариты уже никого не удручают.
Скит был создан из келлии Серай русскими подвижниками, иеромонахом Виссарионом и монахом Варсонофием, как именно русская обитель, что было и зафиксировано. Первый пункт этого завещания говорит о том, что «Обитель сия» и историческое это место было приобретено им совместно с о. Варсонофием по настоянию духовников с той целью, чтобы служить убежищем для земляков — великороссов, желающих принять монашество в земном жребии Матери Божией, Св. Горе Афонской, поэтому она да будет предназначена для водворения в неё собственно великороссов, подобно тому, как малороссы водворены в скиту Св. Пророка Илии или русские совместно с греками — в монастыре св. вмч. Пантелеймона.
литография скита
Затем завещание повторяет это: иметь, прежде всего, в виду, чтобы обитель служила пристанью спасения для земляков — великороссов: вследствие сего, если и будут иногда по усмотрению настоятеля принимаемы в обитель иноплеменныя личности, то таковых не возвышать над коренными насельниками скита или над заслуженными старцами и, вообще, не возводить их на степень руководителей и на высокие должности. В 1849 году, когда был основан Андреевский скит на Афоне не было ни одной обители великороссов. Ильинский скит был занят малороссами, а Пантелеймонов монастырь во время прискорбных событий XVII века был занят греками, пришел в полное запустение во время греческой революции, и к моменту основания скит в Русском Пантелеймоновом монастыре было в пять раз больше русских, чем греков, поэтому русский подвижники и нашли келлию, в которой могли бы поселиться великороссы. И келлия быстро разрослась. Впрочем, келлия Серай имела промыслительную прорусскую историю. Одним из хозяинов келлии был митрополит Афанасий (Пателарий), приобретший ее в 1630 году и бывший неустанным борцом с иезуитами на греческой земле. Он трижды занимал патриарший престол и трижды был удаляем. 30-40 дней в 1633, в 1634--1635 и 15 дней в1652 году. В 1653 году он был вынужден выехать в Россию, где скончался в г. Лубны Полтавской области в 1654 году. Через сто лет, келлию возобновил другой Константинопольский Патриарх Серафим II (1757-1760), который так же выехал в Россию и умер в том же Лубненском монастыре. С именем святителя Афанасия связано обретение скитом своей главной святыни, прославившейся в России многими чудесами иконы Божией Матери "В скорбех и печалех утешение". Икона по преданию принадлежала святителю Афанасию и после его смерти была передана в кириархиальный Ватопедский монастырь, а после открытия скита была возвращена обратно. В 1863 году икона прославилась в вятском городе Слободской, но впоследствии в послереволюционный период истории России была утрачена в России. Другой важнейшей святыней скита является часть главы Андрея Первозванного, для которой московским мастером Прудниковым был выполнен прекрасный ковчег.16 июня 1900 года патриархом Иоакимом III в сослужении с еп. Арсением Волоколамским (Стадницким), в то время ректором Московской духовной академии, был освящён знаменитый Андреевский собор. Теперь немного о самом соборе. Построен он был по проекту петербургского профессора архитектуры Щурупова Михаила Арефиевича под наблюдением константинопольского архитектора Я.Г. Гкочо. Длина собора составляет 88 аршин, ширина — 45 аршин, высота колокольни —60 аршин. Собор был закончен благодаря жертве схимонаха Иннокентия (Сибирякова), бывшего миллионера., который и почил вскоре после освящения собора на сорок первом году жизни о. Иннокентий переселился в обители вечные и похоронен в скиту Это произошло 6 ноября 1901 года.К 1912 году число насельников скита составило 600 человек. А дальше были споры о Имени Божием, войина, революция и постепенное умирание обители. Последний монах умер в 1971 году и обитель перешла в греческие руки.