Наверняка все мы с детства помним немецких сказочников братьев Гримм, Якоба и Вильгельма и их сказки - "Золушку", "Белоснежку", "Спящую красавицу" и т.д. и т.п. Но наверняка не все знают, то им и в жизни пришлось, подобно благородным героям своих сказок, вступить в противоборство со злым королём маленького и совсем не сказочного королевства, где они тогда обитали, поправшим его конституцию и законы. И ровно 185 лет назад, 12 декабря 1837 эта борьба закончилась совсем не в духе их сказок - изгнал злой король братьев-сказочников из этого королевства, как и их товарищей по так называемой "геттингенской семёрке".
Дело было в существовавшем тогда на севере Германии Ганноверском королевстве, в университетском городе Гёттинген, где жили тогда братья, состоя профессорами и библиотекарями в знаменитом Гёттингенском университете. Как мы все наверняка помним, с начала XVIII века правители (курфюрсты, а после Наполеоновских войн - короли) Ганновера одновременно являлись королями Великобритании, обретаясь по большей части в Лондоне. Так, правивший двумя государствами в 1830-1830 гг. добрый король Вильгельм IV 26 сентября 1833 года утвердил подготовленную профессором всё того же Геттингенского университета Фридрихом-Кристофом Дальманом конституцию ("Основной государственный закон") Ганноверского королевства, вполне себе "вестминстерскую" - с двухпалатным парламентом, с допуском депутатов от крестьян и горожан в его нижнюю палату, ответственностью министров перед ним и контролем его над государственным бюджетом. Но вскоре после этого, 20 июня 1837 года король Вильгельм скончался. На островах ему наследовала знаменитая в будущем королева Виктория, а в Ганновере, согласно его престолонаследным правилам (закреплённым и в статье 11 вышеупомянутой конституции) престол передавался по мужской линии. В результате ганноверский престол достался младшему брату Вильгельма, 66-летнему герцогу Эрнсту Августу Камберлендскому.
Это был бравый военный, участник многих сражений Наполеоновских войн, включая знаменитое Лейпцигское, после которого получил чин фельдмаршала - но при этом обладал тяжелым характером и пользовался весьма скверной репутацией. Во первых это был совершенно упоротый реакционер, отчаянней всех сопротивлявшийся реформе британского парламента и другим прогрессивным мерам. Во-вторых его личная жизнь была весьма беспорядочной и порождавшей немало слухов: так, когда в 1810 году его слуга Джозеф Селлис был найден в своей каморке с перерезанным горлом (следствие пришло к выводу, что это было самоубийство), молва тут же раструбила, что его зарезал сам герцог, так как был любовником то ли жены Селлиса, то ли самого Селлиса, и приревновал кого-то из них к другому (другой). Были и более экстравагантные слухи - например, что он был любовником своей сестры принцессы Софии, у которой якобы даже был от него сын. Года не проходило, чтобы какая-нибудь женщина, от жены лорда, у которого он гостил, до жены конюха другого лорда, у которого он тоже гостил, не обвинила бы герцога в харрасменте, королева обвинила его, что он самочинно занял её конюшни, после чего его с его лошадьми пришлось со скандалом оттуда выставлять, и т.д. и и т.п Короче, когда герцог отбыл в Ганновер, британцы определённо вздохнули с облегчением. Ганноверцы этому были не столь рады - они надеялись, что королем станет еще один брат Вильгельма, герцог Адольф Фредерик Кембриджский, много лет исполнявший должность их наместника - но тот против старшего брата не пошел, а собрал чемоданы и отбыл в Англию.
Прибыв на место, новоиспеченный король Ганновера (и единственный его "сепаратный" король, умерший в этом звании) взялся за закручивание гаек. Ввведенная братом конституция пришлась ему не по вкусу - прежде всего из-за упомянутого положения о контроле парламента над королевскими доходами - и уже 1 ноября 1837 года Эрнст Август издал указ, объявляющий её недействительной.
Профессор Дальман был возмущен таким бесцеремонным попранием своего детища - оплота законности королевства и прав его граждан. Он составил письменный протест против беззаконного акта короля, доказывая, что не только по ганноверским законам, но и по общему закону Германского союза, утверждённому заключительным актом Венского конгресса, конституции германских княжеств могли меняться только конституционным путем. Под составленным им документом подписались еще шесть профессоров этого университета, включая наших братьев-сказочников - они и образовали "геттингенскую семерку". Протест был опубликован в университетской типографии, студенты принялись его повсеместно распространять.
"Ох уж мне эти сказочки, ох уж мне эти сказочники!" - должно быть голосом артиста Садальского в роли пластилинового дворника сказал Эрнст Август, ознакомившись с этим документом. Во-первых, он вызвал чиновников магистрата Геттингена и спросил, что думают жители Геттингена насчет возможных студенческих волнений в их городе по этому поводу. Чиновники ответили, что жители плохо на это смотрят. "Ну вот видите, - обратился он уже к начальству университета, - самое время проявить твёрдость к деструктивным элементам". Начальство взяло под козырёк - семеро профессоров-подписантов были вызваны в университетский суд, который постановил всех их уволить, после чего троим из них, включая старшего из наших братьев Якоба, не являвшимся ганноверскими подданными, было предписано в трёхдневный срок покинуть территорию королевства. Остальные, впрочем, тоже сочли за благо последовать за ними.
Международная общественность выразила своё возмущение, дело об отмене ганноверской конституции рассматривалось в союзном совете Германского союза, но большинство князей заняли сторону Эрнста Августа. В британский парламент был внесен законопроект о лишении Эрнста Августа прав наследования британского престола, которыми он обладал в случае гибели бездетной тогда королевы Виктории, но не был принят (впрочем, он оказался излишним, хотя Эрнст Август был близок к британской короне после покушения в 1840 году на племянницу, впервые тогда беременную, предпринятого неким Эдвардом Оксфордом).
Братьев Гримм Гримм после двух лет скитаний по Германии приютит в Берлине прусский король Фридрих Вильгельм IV, предоставив им профессорские должности при Берлинском университете. Старший Якоб позже примет некоторое участие в бурных событиях "весны народов" 1848 года, но в общем и целом братья больше сосредоточатся на академической деятельности.
А Эрнст Август процарствует в Ганновере до своей смерти в 1851 году и оставит королевство в довольно приличном состоянии. Но после этого оно просуществует только 15 лет, затем будет захвачено Пруссией.