Как я уже писал в предыдущих публикациях, первая моя поездка в Санкт-Петербург состоялась с 31 марта по 4 апреля 2012 года. В это время на Неве только начался ледоход, о чём я снял котороткое видео, а в городе погода резко менялась, чередуясь то по-весеннему пригревающим солнышком на резкий ветер и непогоду. Двигаясь в сторону Дворцовой площади от моего жилища, я поочерёдно проходил улицу Зодчего Росси, через площадь Островского, затем по Невскому проспекту до Большой Морской улицы, вернее её началу.
Здесь перед нами открывается Триумфальная арка, которая соединяет два крыла Главного штаба, хотя он занимал только западное крыло, а в другой части в своё время располагались МИД и МинФин. Сама же Арка Главного штаба является символом победы Российской империи над наполеоновской Францией.
Без Арки и колесницы с летящей Славой во главе уже невозможно представить облика Дворцовой площади. Триумфальную арку в торжественной обстановке открыли 28 августа 1828 года. Создатель Арки - гениальный архитектор Карл Иванович Росси. Он понимал, что Арка должна выходить на центральную ось Зимнего дворца, поэтому он изменил направление Большой Морской улицы, сделав излом. А чтобы скрыть это, в глубине улицы соорудил вторую арку.
В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини - лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы.
Арка со стороны Б. Морской улицы украшена «Часами Менделеева», которые также именуют часами арки Главного штаба. Часы были укреплены на декоративном кронштейне на стене арки в 1905 году при участии ученого Д.И. Менделеева. Часы имеют круглый двусторонний циферблат с надписью «Главная палата мер и весов. Точное время». Диаметр циферблатов составляет 2 метра. Корпус декорирован бронзой. Кроме того на арки декорированы в изобилии барельефами и архитектурными элементами.
Я по гороскопу родился львом, поэтому гуляя по Санкт-Петербургу обращал внимание на многочисленные скульптуры этого величественного животного. Сколько именно в городе львов точно неизвестно, знатоки говорят, что их больше тысячи. Изображения львов символизируют власть и военную доблесть и весьма распространены в европейской геральдике и скульптуре. Буквально с первых дней существования Санкт-Петербурга в архитектуре проявилась и мода на львиную скульптуру. Львы, играющие шарами перед зданием Адмиралтейства, - пожалуй, один из наиболее узнаваемых видов города. Скульптуры отлиты из меди и стоят здесь с 1832 года, с момента основания Адмиралтейства.
Совсем по-другому выглядят гранитные львы на пристани на набережной Макарова - расслабленно лежащие, они философски взирают на воды Малой Невы.
А вот на Петровской набережной можно встретить весьма необычных львов - «Ши-цза». Это стражники из китайской мифологии, которые обычно ставятся перед входами в храмы. В китайской традиции львы приносят удачу и охраняют от злых сил. Эти фигуры были сделаны из гранита в Маньчжурии в начале XX века для одного из храмов, но затем подарены русским соседям. С 1907 года они украшают Петербург.
Самые древние львы охраняют Академию художеств на Университетской набережной: это сфинксы, львы с головой человека, которых привез в 1830-х из Александрии один из членов академии наук на волне увлечений Древним Египтом. Эти сфинксы были созданы более 3500 лет назад.
Чтобы подробно описать множество львов нужна отдельная публикация, но это мы отдадим на откуп специалистам-краеведам и гидам, а моя задача слегка заинтриговать и заинтересовать своих читателей. Да, чуть не забыл, я ещё встретил возле сфинксов пару грифонов. Грифоны издавна считаются мистическими существами, способными исполнять заветные мечты.
Как-то, гуляя по Итальянской улице Санкт-Петербурга, я набрёл на памятник Остапу Бендеру - популярному герою романов Ильфа и Петрова. Памятник великому комбинатору установлен 25 июля 2000 года в «день рождения» Остапа, на Итальянской улице дом 4, при входе в ресторан «Золотой Остап». Ресторана уже такого нет, а Остап со своим стулом есть. Открытие памятника приурочили к 100-летию Остапа Бендера, который, как уверяют знатоки, родился 25 июля 1900 года.
Если идти от Петропавловской крепости по Троицкому мосту в сторону Михайловского сада, мы сначала проходим мимо Суворовской площади, пересекаем Миллионную улицу и попадаем на Марсово поле. Впервые об этой площади упоминается еще в XVIII веке. Тогда эта территория носила название «Потешное поле», а чуть позже было переименовано в «Царицын луг». В это время здесь проходили парады. С 1918 по 1944 года площадь носила название «Жертв революции» в честь погибших и раненых в дни Февральской революции. Здесь же и находится место захоронения этих революционеров. Поле стало также и мемориальным комплексом для павших в Октябрьской революции и Гражданской войне. В 1920-х годах на площади была проведена перепланировка и разбит парк в виде низкого партерного сада, установлены фонари. В ноябре в 1957 году в центре мемориального памятника на Марсовом поле установлен и зажжен вечный огонь — первый на всей территории СССР. Название площади происходит от имени древнеримского бога войны Марса. Марсово поле в Санкт-Петербурге назвали так по аналогии с площадями в Париже и Риме.
Я, как и большинство мужиков, люблю футбол, но конкретно не болею ни за один клуб, да простят меня многочисленные болельщики. Всегда на вопрос - За кого болеешь?, отвечаю - За красивый футбол. И действительно мне нравится живая динамичная игра с красивыми голами. И если игра унылая и нудная, пусть даже играют супер-пупер топовые клубы, я теряю интерес к матчу. Среди моих друзей-москвичей есть болельщики Спартака и ЦСКА, и даже, на удивление многих, дочь моей коллеги в хоккее "топит" (как выражаются многие болельщики вместо слова "болеет") за питерский СКА. Знаю с каким пренебрежением относятся московские фанаты к питерскому клубу "Зенит", а питерские болельщики к московским клубам. Я далёк от всего этого, поэтому гуляя по Санкт-Петербургу, увидел на Тучковом мосту явно фанатскую надпись местных любителей футбола, и попросил прохожих меня сфотографировать.
В Санкт-Петербурге огромное количество красивых исторических зданий с великолепным архитектурным декором и скульптурами. Описанию их можно посвятить многие тома, поэтому в заключении своих публикаций о первой поездке в Санкт-Петербург немного подробнее остановлюсь на здании цирка Чинизелли и в конце выложу небольшую галерею моих фотографий с изображениями некоторых зданий.
За свою историю цирк поменял несколько названий — Чинизелли (по фамилии основателя и первого владельца), Ленинградский (по имени города) и ныне — Большой Санкт-Петербургский государственный. Открытие первого каменного цирка в России состоялось в декабре 1877 года. Его основателем стал известный в Европе дрессировщик лошадей и наездник — итальянец Гаэтано Чинизелли, являвшийся в то время главой многочисленного циркового семейства. В Петербург он прибыл по приглашению брата своей жены Карла Гинне в 1869 году для выступлений в деревянном цирке на Манежной площади. После Октябрьской революции объект был национализирован и перешел в подчинение государственным структурам, а семья Чинизелли покинула Россию навсегда. А теперь фотогалерея:
Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки.