Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство развития, которое проявляется неврологическими и поведенческими отклонениями. В данной статье специалист Эрудит центра-2 расскажет про главные признаки СДВГ и даст несколько советам родителям детей, страдающих от данного синдрома.
Статистика по количеству детей с данным расстройством неоднозначна: в одних источниках это 3–5%, в других 10% детей. Чаще всего вариант течения этого заболевания смешанный, он включает в себя и симптомы нарушения внимания, и признаки гиперактивности.
Принято считать, что первые симптомы СДВГ родители замечают у детей 5–6 лет.
Думаю, это связано с тем, что именно в этот период чаще всего обращаются к специалистам. В старшем дошкольном возрасте предполагается уже достаточное количество занятий, требующих усидчивости и внимательности, поэтому родители и учителя замечают изменения в поведении детей.
Первые признаки данного расстройства можно заметить и в более раннем возрасте- у детей до 5 лет, поэтому хочется подробнее остановится именно на этом временном отрезке.
Родителям следует обратить внимание на следующие признаки:
· Проблемы с концентрации внимания, постоянное «перескакивание» с одного занятия на другое;
· Избегание однообразных дел;
· Неумение планировать, всё хаотично и наспех;
· Постоянные бесцельные движения (бегают, скачут, стучат, ломают игрушки);
· Речь громкая, быстрая, мысль теряет, перескакивает, перебивает, недоговаривает слова, часто глотает окончание, не может выразить мысли, просьбу;
· Частые перепады настроения, вспыльчивость, обидчивость, приступы агрессии;
· Отсутствие терпения;
· Нежелание следовать правилам.
Безусловно, время от времени все эти признаки могут проявляться и у ребёнка, не страдающего СДВГ, но как правило, они не носят устойчивого характера и со временем проходят. Родителям детей с СДВГ стоит помнить, что все указанные симптомы возникают независимо от воли ребёнка и по сути являются «защитой мозга» от высокой нагрузки.
Медицинский диагноз СДВГ ставится в следующих случаях:
· основные симптомы СДВГ ярко выраженны, степень их проявления не соответствует возрасту и наблюдается долгое время;
· проявление расстройства проникает во все сферы жизни ребёнка;
· Признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно, а не время от времени;
· Симптоматика СДВГ не связана с наличием у ребёнка других психосоматических и психических заболеваний.
Диагностическая картина СДВГ очень разнообразна и обширна, для установления полной картины необходимо наблюдение родителей, педагогов детского сада и других взрослых, взаимодействующих с ребёнком.
Только доктор сможет точно поставить диагноз и подсказать к каким специалистам обратиться для психокоррекции поведения и, может быть, назначит медикаментозное лечение, направленное на устранение физической проблемы, приведшей к возникновению расстройства.
Хочется отметить, что несмотря на важность грамотного лечения СДВГ, выздоровление и состояние ребёнка во многом зависит от его РОДИТЕЛЕЙ.
Прежде всего, примите своего ребёнка и осознайте, что его поведение является не результатом плохого воспитания, лени, нежелания или плохого характера, а является следствием болезни.
Вот несколько советов родителям малышей с СДВГ. Следовать этим советам под силу каждому родителю, хоть и требует собранности и терпения от взрослых:
1. Составьте оптимальное для окружающих и ребёнка режим дня. Строго следуйте этому режиму. Это потребует усилий, но абсолютно точно принесёт свои результаты. Составляя данный режим, помните, что ребёнку с СДВГ нужно спать достаточное количество времени.
2. Во время проведения любых занятий и даже совместных игр устраните все отвлекающие источники. Постоянно включённый телевизор или музыка ещё больше рассеивают внимание ребёнка и не дают сосредоточиться на какой-либо деятельности.
3. Постарайтесь организовать достаточную двигательную активность для сброса лишней энергии: может быть это будет посещение спортивных секций или просто активная прогулка.
4. Планируя день, чередуйте активные и пассивные занятия, не заставляйте долго сидеть на одном месте.
5. Запрещайте правильно, не говорите просто «нельзя», сразу подсказывайте альтернативу запрета. Вместо «не лезь в лужу» - «давай поиграем на площадке».
6. Не давайте многоступенчатых инструкций. Такую инструкцию трудно удержать и уж тем более выполнить. Инструкция должна быть чёткой, простой. На определённый промежуток времени - одна инструкция.
7. Избегайте пребывания с ребёнком в шумных местах, местах скопления людей.
8. Ребёнок должен чётко понимать, что можно, а что нельзя. Вседозволенность и малыш СДВГ – не совместимы.
9. Требуйте соблюдения порядка в помещении для игр, настаивайте на раскладывании игрушек по чётко отведённым местам после игры.
10. Хвалите ребёнка, радуйтесь даже небольшим успехам. Поддерживайте малыша и сами будьте позитивно настроены.
Соблюдение этих советов и выполнение рекомендаций врача облегчит психокоррекцию поведения при СДВГ, а значит упростит адаптацию в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Создание грамотных условий обучения, опытные педагоги и охранительный режим занятий - необходимые условия для успешного освоения школьной программы для детей с СДВГ.
Эрудит-центр-2 успешно обеспечивает все перечисленные условия для учеников и подбирает оптимальный образовательный маршрут, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Узнайте подробнее о Центре на нашем официальном сайте Если статья была вам полезна, мы будем рады вашим комментариям и подписке на канал!