Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: История ART ZOYD, эпизод 5: ЧЕТВЕРТАЯ ФАЗА МУЖСКОГО КВИНТЕТА - "Phase IV" (1982)

Продолжение истории легендарных ART ZOYD от Вадима Соседко. Предыдущий эпизод можно найти по нижеприведенной ссылке, а уже там, по принципу "матрешки", найдете и первые три части.

Prog Island: История ART ZOYD, эпизод 4: "ПОКОЛЕНИЕ БЕЗ БУДУЩЕГО" - "Generation Sans Futur" (1980)
PROG ISLAND6 декабря 2022

Art Zoyd - ,,Phase IV” (1982)

Трек-лист:

1. État D'Urgence (14:38).

2. Naufrage (6:41).

3. Dernière Danse (4:33).

4. Deux Préludes (2:05).

5. La Musique D'Erich Faes (Collective Improvisation) (0:14).

6. Et Avec Votre Esprit (5:14).

7. Ballade (4:03).

8. Chemins De Lumière (15:09).

9. Du Sang Sur La Neige (4:16).

10. Vue D'Un Manège (4:08).

11. La Nuit (13:00).

12. Les Larmes De Christina (3:44).

Состав:

- Thierry Zaboitzeff / vocals, bass, cello, acoustic guitar.

- Thierry Willems / Steinway piano, Yamaha electric piano.

- Gérard Hourbette / violin, viola, piano, synth.

- Didier Pietton / alto & tenor saxes, percussion.

- Jean Pierre Soarez / trumpet, fluhelhorn, percussion.

«Интересные вещи случаются, когда творческий импульс культивируется с любопытством, свободой и интенсивностью» - Сол Басс, дизайнер и режиссер фильма «Фаза 4».

КИНОПРЕЛЮДИЯ.

Американский графический дизайнер, киноплакатист с мировым именем Сол Басс, сотрудничавший Альфредом Хичхоком, Мартином Скорсезе, Отто Премингером и Стенли Кубриком, известен и своей единственной режиссерской работой. Фантастическая картина «Фаза 4» 1974 года интересна не только идеей и сюжетом, но и принципом построения. Сюжетная линия изучения учеными необычного интеллектуального поведения муравьев в пустыне Аризона к финалу поворачивается ровно на 180 градусов и уже сами люди становятся объектом исследования. Картина разделена на фазы, которые, как и главы в книге, отражают очередную трансформацию. Но в фильме есть только три фазы, а последняя четвертая отсутствует. Лишь идет название картины и титры. Видимо, что эта фаза еще недоступна нашему человеческому пониманию и инопланетный разум не дает ключ к расшифровке, а, может быть, рассматривая нас лишь как опытный образец мирового разума, и не предполагает вообще никакой связи с нами.

Европейская премьера фильма состоялась в начале 1975 года в Париже и имела определенный успех. Фантастическая тематика в 20 - м веке всегда пользовалась особым вниманием. Потому и четвертый альбом авангардной французской формации Art Zoyd «Phase IV» можно считать четвертой частью этой картины. Хотя, конечно, и альбом у группы к тому времени стал четвертым по счету. Значит, это еще одна дилемма в понимании их музыки: сложной, экспериментальной, находящейся на стыке стилей и направлений, но такой завораживающей и талантливой.

ЧЕТВЕРТАЯ ФАЗА МУЖСКОГО КВИНТЕТА.

С момента выпуска третьего альбома Art Zoyd «Génération Sans Futur» (1980) прошло два года. Группа активно выступала, а главное, нарабатывала новый материал, который и был записан в Sunrise Studios. Но материала было столько много, что решено было выпустить его двойным альбомом. Конечно, этот формат для рок- музыки далеко не нов, но одно дело записать песни, не выходящие за рамки стиля, а совсем другое дело решиться представить на суд слушателей авангардные эксперименты, базирующиеся на тонкой грани между рок- музыкой и камерным академизмом, именуемые как RIO. Конечно, к тому времени группа была достаточно известна, как одна из лидеров этого мирового музыкального течения, но столь внушительный и по замыслу и по объему опус они записали впервые.

Как и в предыдущих альбомах, ротация состава налицо. Бросается в глаза, конечно, отсутствие двух членов Univers Zero Daniel Denis и Michel Berckmans, что теперь можно расценивать как совершенно независимую от их влияния работу. Саксофонист Gilles Renard был заменен на Didier Pietton, а клавишница Patricia Dallio уступила место Thierry Willems. Также вновь покинул группу гитарист Alain Eckert, столь ярко сыгравший на предыдущей записи. Теперь инструментарий коллектива был ровно поделен между струнными и духовыми с поддержкой клавишных. И лишь одинокая бас-гитара Thierry Zaboitzeff временами напоминает о рок - корнях. Этому квинтету и удалось записать альбом, ставший не только краеугольным во всем творческом пути Art Zoyd, но и по мнению большинства музыкальных критиков, сумевших как нельзя емко выразить мироощущение того периода и стать настоящей музыкальной вехой всего RIO движения.

В этом альбоме вы услышите и небольшие миниатюры, и развернутые композиции, написанные по классическим канонам формопостроения. Музыкальный язык очень разнообразен и находится в диапазоне от камерного минимализма до рок- экспрессии. Конечно, для детального погружения в эту пучину образов, необходимо многократное вдумчивое слушание, а потому, чтобы не навязывать свое восприятие, я буду лишь кратко характеризовать пьесы, вычленяя лишь тембральные и образные краски.

1. “État D'Urgence” (Thierry Zaboitzeff). Альбом открывает развернутое звуковое полотно «Чрезвычайное положение», которое даже своим названием сразу определяет его образную нишу. Обложка альбома, созданная Thierry Legrand, необходима в дополнение к разнообразию мыслей, идущих лишь в одном мрачно-депрессивном направлении. Гимнообразное пение Thierry Zaboitzeff на кобайском языке лишь усиливает впечатление и добавляет еще один яркий инструмент в тембровую палитру ансамбля. Мерное движение, взятое из стилистики Zeuhl, как нельзя точно отражает бездушное отношение окружающего мира к необратимости катаклизма. Издевательские рулады трубы Jean Pierre Soarez в сочетании с дисгармониями фортепиано Thierry Willems и ревущей бас- гитарой довершают образ, достойный внутреннего мира пациентов палаты № 6.

2. “Naufrage” (Gérard Hourbette). Резко оборванная предыдущая композиция находит свое продолжение в пьесе «Кораблекрушение». Если начало тихо и пианистично, то последующее нагнетание мрачности и неизбежности создает твердое предчувствие страшной развязки. Музыканты создают не просто образ морской трагедии, а обобщают его для выражения мысли о неизбежности краха всех добрых и гуманных устремлений человечества. Пьеса необычайно сильна по мере воздействия. Людям с неустойчивой психикой лучше ее не слушать, да и вообще переключиться на что-нибудь попсовенькое.

3. “Dernière Danse” (Thierry Zaboitzeff). Вторую сторону открывает моторный темповой «Последний танец». Образ бесшабашного искусственного веселья на костях погибших устремлений в светлое будущее. Авангардное соло саксофона Didier Pietton как хриплые вопли безумцев, стремящихся быстрее потерять все человеческое пред вратами ада.

4. “Deux Préludes” (Gérard Hourbette). Две прелюдии. Первая миниатюра отрешенна и холодна как вечная мерзлота, убивающая все живое. Вторая миниатюра как воспоминание о солнечных днях, но оно слишком кратковременно и быстро засыпает вечным сном.

5. “La Musique D'Erich Faes” . Сольная авангардная мимолетность альта Gérard Hourbette.

6. “Et Avec Votre Esprit” (Gérard Hourbette). Часть католической литургии «И с твоим духом» здесь переработана из отрешенно- возвышенного образа в мятущийся и стремящийся избежать неизбежной расплаты образ современного человека. Средняя часть как напоминание о церковной службе, но хохочущая труба Jean Pierre Soarez как издевательство, вновь возвращает все на круги своя, не оставляя даже малейшей надежды на душевное спасение.

7. “Ballade” (Thierry Zaboitzeff). Триольная пасторальная баллада выступает ярким лирическим пятном в этой мрачной картине. Экспрессия, появляющаяся в развитии, как несогласие с уготованной участью, ждущей всех нас в конце жизненного пути.

8. “Chemins De Lumière” (Gérard Hourbette). Мини-сюита «Пути света»- это вторая композиция альбома, имеющая сложноструктурированное построение. Мерная тема неумолимых шагов времени развивается по всем канонам Zeuhl с привнесением лирических фортепианных интерлюдий. Настороженное альтовое tremolo в сочетании с tutti всего состава создает контраст, способный лишь настроить слушателя на продолжение исследования минорно-депрессивных сторон бытия. Но периодично мажорные созвучия прорывают цементное ограждение из диссонансов, делая в нем промежутки пусть далекого, но все-таки позитива. Завершение же монотонно, удручающе и пессимистично. Завершающие аккорды вновь и вновь замазывают даже воспоминание о том бледном свете, что недавно пробивался сквозь неодолимую стену отчуждения и неприятия.

9. “Du Sang Sur La Neige” (Thierry Zaboitzeff). Кровь на снегу отсылает нас к фортепианной прелюдии К. Дебюсси «Шаги на снегу». Принцип музыкального импрессионизма автор воспроизвел предельно точно, но, добавив соло виолончели и духовых, открыл «окно» в страшный мир насилия и страдания. Пожалуй, что самая зримая из всех пьес альбома: так и просится на холст.

10. “Vue D'Un Manège” (Gérard Hourbette). Вид с аттракциона- пьеса, основанная на уже звучавших ранее метро-ритмических рисунках с вплетением фрагментов ранее уже звучавших тем. Это взгляд на прошедшее, с тревожным ожиданием развязки. А она непременно будет!

11. “La Nuit” (Gérard Hourbette). Душная бессонная ночь, полная кошмаров и тревог. Жужжащие маленькие кровопийцы лишь авангард сонма чудовищ, поочередно выходящих на авансцену полусонного больного сознания. Динамические контрасты лишь усиливают беспокойство и не приносят расслабления. Композиция может быть продолжением знаменитого образа Сальвадора Дали в картине «Сон». Досконально такое никакими словами не описать, такую ночь надо просто пережить и остаться в разуме…

12. “Les Larmes De Christina” (Gérard Hourbette). Завершающая этот сильнейший альбом пьеса «Слезы Кристины» может быть воспринята как чувства героини всех этих переживаний и душевных потрясений, которая наконец-то дает выход переполняющей ее душу предельной напряженности. Пьеса камерна, впрочем, как и две предыдущие, и находится в стилистике камерного академического авангарда. Но монотонность и холодная отрешенность в музыке говорит о невозможности даже выплакаться на плече понимающего тебя человека. Идея разобщенности и непонимания, ведущая в тьму вечного забвения, подводит уверенную черту под всем, что до этого было. Увы, это так.

После такой музыки просто необходима тишина, которая оставит в голове одну главную мысль: «Сейчас звучала музыка, необходимая для понимания нашей современной жизни и это - ШЕДЕВР».

© Вадим Соседко, 2022

© Prog Island, SPb, 2022