Найти в Дзене
PostNews

«Загнаны в угол»: что означает новое обострение между Сербией и Косово?

Оглавление
Ljubomir Žarković/Unsplash
Ljubomir Žarković/Unsplash

Косово снова лихорадит. В выходные на севере непризнанной республики прошли массовые акции протеста этнических сербов, не согласных с проведением местных выборов. Приштина направила в регион полицию для подавления беспорядков. Этим она нарушила соглашение с Сербией, и теперь Белград сам угрожает ввести войска на север Косово. Разбираемся, что стало причиной обострения косовского кризиса и почему мы еще обязательно услышим о северном Косове в будущем.

Что происходит в Косове?

10-11 декабря в северной части непризнанной республики начались протесты сербского населения. Главной причиной напряженности стали местные выборы в четырех сербских муниципалитетах. Голосование должно было состояться 18 декабря, но сербы решили бойкотировать его из-за планов Приштины запретить въезд в Косово автомобилей с сербскими номерами.

Еще в начале ноябре в знак протеста представители сербов начали массово уходить из косовских властных структур. Позже к ним присоединилась партия «Сербский список», призвавшая бойкотировать местные выборы. Руководство Косова попыталось продавить голосование, но это спровоцировало волнения среди сербов — они выразили опасение, что в условиях бойкота к власти в муниципалитетах придут прокосовские силы.

Перекрытая дорога в северном Косове. Источник: Kosovo Online
Перекрытая дорога в северном Косове. Источник: Kosovo Online

Ситуация обострилась еще больше из-за ввода в город Северная Митровица 300 косовских полицейских и ареста бывшего полицейского-серба Деяна Пантича. Власти Косова обвинили его в нападении на чиновников, занимавшихся подготовкой к голосованию.

10 декабря демонстранты соорудили баррикады на дорогах в городах Звечан, Лепосавич и Зубин-Поток, а также перекрыли два пограничных перехода из Сербии в Косово. Тогда же неизвестные устроили перестрелку с правоохранителями и бросили светошумовую гранату в представителей миссии Евросоюза EULEX.

В ответ на беспорядки президент Косова Вьосе Османи объявила о переносе выборов на 23 апреля 2023 года. Одновременно с этим власти непризнанной республики направили дополнительные патрули в неспокойный регион. 11 декабря Премьер Косова Альбин Курти потребовал от протестующих разобрать баррикады, пригрозив в противном случае применить силу.

Как на это отреагировала Сербия?

Действия косовских властей вызвали возмущение в Белграде. Сербские власти сочли появление приштинского спецназа на севере Косова нарушением брюссельских соглашений, запрещавших делать это. В ответ они пригрозили ввести в регион до тысячи собственных силовиков для поддержания порядка.

10 декабря президент Сербии Александр Вучич заявил, что обратится к миротворцам НАТО за разрешением на ввод в северное Косово сербских военных и полиции. В обращении он сослался на резолюцию Совбеза ООН 1244, которая позволяет делать это по согласованию сторон.

На следующий день он созвал экстренное заседание Совбеза из-за угроз Курти начать силовую операцию. В ходе встречи президент Сербии обвинил США и Косово в нарушении всех достигнутых договоренностей и призвал косовских сербов не поддаваться на провокации.

«Для нас это драматичные дни, в чем нет никакой нашей вины.... Но когда вы так загнаны в угол, другого не остается, нужно бороться. Мы лишь хотим сохранить свой народ, чтобы он остался у своих очагов», — сказал Вучич, отметив, что 11 декабря станет «самым тяжелым днем» его президентства.

Косово снизило напряженность, отложив местные выборы. Недавняя риторика из Сербии способствует обратному. Предложение об отправке сербских сил в Косово совершенно неприемлемо

Тем не менее ЕС предпочел встать на сторону Приштины. 11 декабря глава европейской дипломатии Жозеп Боррель призвал сербов убрать баррикады, а глава МИД Германии Анналена Бербок обвинила Сербию в разжигании конфликта.

«Косово снизило напряженность, отложив местные выборы. Недавняя риторика из Сербии способствует обратному. Предложение об отправке сербских сил в Косово совершенно неприемлемо», — заявила она в Twitter.

В свою очередь, премьер Сербии Ана Брнабич напомнил Бербок, что на последней встрече страны G7 призвали строго следовать резолюциям Совбеза ООН.

«С точки зрения международного права и стабильности по каким критериям вы решаете, какие резолюции нужно уважать, а какие должны быть проигнорированы? Ошеломляющий уровень абсурда», — написала она.

В чем проблема северного Косова?

Это уже второе за год обострение конфликта в северном Косове. Ранее беспорядки там разгорались летом 2022-го и осенью 2021 года — их спровоцировал все тот же вопрос с автомобильными номерами.

25 ноября Белград и Приштина достигли временного соглашения. Косово согласилось отложить на полгода вопрос о принудительной перерегистрации номеров, а Сербия обязалась прекратить выдачу номеров с названиями косовских городов. Тем не менее договор лишь временно заморозил конфликт, не решив его глубинных причин.

Территория Северного Косова (выделена красным). Источник: Wikipedia.org
Территория Северного Косова (выделена красным). Источник: Wikipedia.org

Вопросы выборов и автомобильных номеров проистекают из неопределенного статуса северного Косова. Сейчас регион представляет из себя серую зону: он входит в состав Косова, но местное сербское население не признает его независимость и продолжает жить по сербским законам. Белград также не может эффективно контролировать северное Косово, поскольку не имеет права вводить туда войска без одобрения Запада.

Из-за этого северное Косово оказалось отделено таможенной границей от обоих государств и продолжает выступать постоянным предметом спора между ними.

Компромисс предусматривает, что в Северном Косове сформируют ассоциацию сербских общин с широкой автономией, своими органами власти и судами. Он также ограничил возможности Приштины по вводу полицейских подразделений в этот регион.

В 2013 году Белград и Приштина пришли к частичному компромиссу о статусе этой области, который оформили в виде Брюссельских соглашений. Документ предусматривает, что в Северном Косове сформируют ассоциацию сербских общин с широкой автономией, своими органами власти и судами. Помимо всего прочего, он ограничил возможности Приштины по вводу полицейских подразделений в этот регион.

Однако это не ослабило этнические противоречия между сербами и албанцами. Поэтому переход конфликта вокруг северного Косова из тлеющей в горячую фазу остается лишь вопросом времени.