Философия Linux и Opensource противостоит идее коммерциализации всего (то есть, попытки извлечь прибыль), попытках заработать на том, что должно предоставляться бесплатно (например, базовый доступ к безопасности, защита персональных данных и пр.). Создается некий образ условного «сообщества», которое децентрализовано и взращено на идеях свободы. Этот образ находится в борьбе с образом жадных корпораций, которые мечтают исключительно о росте выручки. Но, если копнуть чуть глубже, то окажется, что практически любой ныне популярный дистрибутив Linux доступен исключительно потому, что его поддерживает крупная корпорация. О чем я говорю?
Популярные дистрибутивы
Вот есть у нас такие дистрибутивы, как Fedora и CentOS. Первый популярен среди пользователей ПК, другой широко применяется на серверах. Разработчиком каждого является компания Red Hat, которая сама по себе корпорация не маленькая, так еще и в конце октября 2018 года ее купила IBM, которую иногда называют не иначе, как «корпорация зла».
Есть у нас такой дистрибутив, как Ubuntu, за спиной которого стоит компания Canonical. Долгое время компания не имела чистой прибыли, но с 2018 года вышла в плюс и каждый год заработок растет.
Берем Manjaro, основанный на Archlinux. Казалось бы вот оплот ценностей Opensource и Linux! Но в 2019 года разработчики зарегистрировали компанию Manjaro GmbH & Co, которая курирует разработку дистрибутива.
Популярное программное обеспечение
Ситуация с ПО должна быть иной, ведь где-то остался тот дух борьбы с корпорациями? Берем Blender, который находится под кураторством некоммерческой организации Blender Foundation. Вроде бы вот оно, но в июле 2020 года Microsoft стала золотым корпоративным членом организации. Чтобы заиметь такой статус нужно инвестировать от 30 тысяч долларов в год.
Опытный пользователь и знаток софта ткнет меня моськой в сторону GIMP, который разрабатывается некоммерческой организацией GIMP Development Team. И действительно, анализ прошлого не позволяет заподозрить разработчиков в сделках с корпорациями, но.. На протяжении уже трех лет количество активных участников проекта и число внесенных ими изменений снижается (аккурат с начала 2020 года). Это говорит о том, что проект как некий децентрализованный и командный продукт постепенно сходит на нет.
К чему все это?
Получается ли так, что без поддержки крупных корпораций и инвестиций от них Linux-дистрибутивы и свободное ПО станут как GIMP и через несколько лет после прекращения поддержки загнутся? Ведь поддержка эта внушительная, как в плане материальных, так и технических затрат. Разработчикам нужно платить зарплату, сервера, на которых размещаются репозиторий дистрибутивов и ПО должны оплачиваться, а если это собственный сервер компаний, то издержки на его содержание и обслуживание тоже никуда не исчезнут.
Не играем ли мы, как пользователи свободных дистрибутивов и программ в самообман, полагая, что пользуясь тем же Ubuntu или Manjaro «мы не такие, как те, кто покупают лицензию Windows и платят Adobe ежемесячно плату за пользование Photoshop»?
Нужны ли дистрибутивам и софту Linux крупные корпорации, а если нет, то как выжить?
Напишите свое мнение на этот счет в комментариях, интересно будет почитать.