Во многих фильмах Бёртона фигурирует образ собаки. В загробном мире или же мире живых питомцы сопровождают персонажей на разных этапах их жизни (или смерти), исполняя роль настоящих верных друзей.
Иногда они появляются мимолётно. Например, собака из «Битлджуса» или пёсики, над стилем которых поработал Эдвард Руки-ножницы. А в других случаях братьям нашим меньшим достаётся значимая роль: призрак с носом-тыковкой Зеро, скелетик Скрэпс или четвероногий Франкенштейн Спарки. О последнем мы и поговорим в этой статье.
О чём?
Любимую собаку Виктора, Спарки, сбивает машина. Мальчик не может смириться с утратой верного друга и решает его воскресить. В этом ему на помощь приходит наука. Безжизненное тельце открывает глаза и начинает вилять хвостиком. Но как объяснить семье и соседям то, что пёс снова жив и здоров? И какие последствия будут для тех, кто вмешивается в естественный ход жизни?
История создания
Не секрет, что с детства Бёртон любил фильмы ужасов. И «Франкенштейн» был одним из его главных фаворитов. Образ учёного и его создания ещё в детстве вдохновил режиссёра на идею для сценария. Сам Тим неоднократно задумывался, что бы было, если бы он смог вернуть к жизни свою любимую собаку Пеппи?
«Франкенвини создан по подобию моего пса из детства, Пеппи. Если бы я мог вернуть его к жизни, я бы не задумывался. Вместо этого, я сделал это в фильме»
Долгие годы у него хранились эскизы собаки с кучей хирургических шрамов, заплатками и болтиками из шеи. Режиссёр будто бы чувствовал, что когда-то они дождутся своего часа.
Реализовать идею о картине с воскрешением собаки Бёртону удалось дважды. Впервые он снял короткометражку для Дисней в 1984 году, когда только начинал строить свою карьеру. Но студию не устроила эта работа. Они похоронили кассету с фильмом на дальних полках и уволили Тима за превышение бюджета.
Но в 2007 году, когда популярность режиссёра набрала обороты, Дисней предложили Бёртону снова снять «Франкенвини», но на этот раз в формате полнометражного мультфильма с кукольной анимацией. И он согласился. В отличие от первого опыта, Тим получил свободу для действий и его неуёмной фантазии.
Прежней осталась не только задумка, но и команда. Всех персонажей в мультфильме озвучили актёры, которые снимались в короткометражке. Многие фанаты Бёртона ждали появление Деппа и Хелены Бонем Картер. Ну хотя бы камео! Но их предположения не оправдались.
Мультфильм от и до нашпигован отсылками к интересам и детским увлечениям Бёртона.
Говорящие фамилии
Мальчика, оживившего Спарки, зовут Виктор Франкенштейн, как и главного героя одноимённого фильма. Одна из героинь носит фамилию Ван Хельсинг, подобно знаменитому охотнику за вампирами, а её пудель Персефона названа в честь древнегреческой правительницы царства мёртвых. И, конечно, жуткий парень с горбом, несимметричными руками и другими уродствами, которого зовут Эдгар Э. Гор, что очень созвучно с «Игор».
И ещё «Франкенштейн»
Помимо прямой отсылки к имени и сопоставления Франкенвини с созданием Франкенштейна, в мультфильме появляется ремейк сцены с мельницей, где пёс прячется от разъярённой толпы. А пудель Персефона, возлюбленная Спарки, после удара током приобретает прядь белой шерсти, подобно героине Эльзы Ланчестер из «Невесты Франкенштейна».
Другие ужасы
Бёртон смог зацепить и другие картины, обожаемые им с детства. Так, персонаж Тосиаки отсылает нас к автору фильмов о Годзилле – Исиро Хонда. А огромное чудовище-черепаха уж больно напоминает Гамеру.
И снова Бёрбанк?
И снова Бёрбанк. Образ пригорода в мультфильме в очередной раз берёт своё начало в детстве режиссёра. Даже кладбище стало прототипом того, куда Бёртон любил захаживать, будучи ребёнком.
Отсылок получилось очень много и не все из них лежат на поверхности. Но у режиссёра и не было цели сделать их очевидными и понятными. Именно благодаря деталям, которые он черпал из старых фильмов, книг, известных персонажей, Тим добивается атмосферы того кино, которое крутили в его детские годы.
«Я пытался убедить себя в том, что наслаждение от ленты не связано со знанием того, на какие источники указывают имена героев. Речь больше идёт о попытках передать аромат тех старых фильмов»
Вот так спустя 28 лет ожидания Бёртон смог достойно запечатлеть историю о мальчике, который воскресил своего верного друга. На смену короткометражке, которую сочли провальной и убрали в дальний ящик, пришёл полноценный мультфильм с любимой кукольной анимацией режиссёра. Конечно, «Франкенвини» не побил рекорды по кассовым сборам, но для Тима он стал знаковым.
«Мне нравится этот фильм. И я не могу этого сказать о многих фильмах, которые я снимал»