Правозащита в России – всегда больше чем защита прав человека. В полной мере это прозвучало в ходе ежегодного заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, который провел президент Владимир Путин в режиме видеоконференции.
Особо значима деятельность в контуре «большой социалки», на это акцентировал внимание сам президент: «образование, здравоохранение, экология, права детей, процесс цифровизации».
Отдельную значимость получили четкие и недвусмысленные позиции членов СПЧ в контексте Специальной военной операции.
Президент подчеркнул, что восемь лет российские правозащитные организации поднимали вопрос о нарушении прав человека на Донбассе. И лишь с начала СВО мировые правозащитные сообщества продемонстрировали свою озабоченность – к сожалению, ангажированную и слабо соотносящуюся с действительностью:
«И только после начала специальной военной операции СПЧ ООН, Совет Европы, другие так называемые правозащитные организации внезапно «прозрели» и беззастенчиво стали демонстрировать свою циничную ангажированность, причём, я бы сказал, циничную ангажированность, перекладывать вину с больной головы на здоровую, как у нас говорят».
Владимир Путин зафиксировал – Россия окончательно переходит к суверенному толкованию прав человека и гражданина. Эта трактовка свободна от западных предвзятых и политически ангажированных формулировок.
Вместе с тем – это приглашение мирового сообщества к широкой дискуссии о том, что права человека в их западной трактовке представляют собой откровенную манипуляцию, которая чужда странам и народам, для которых принципиально значимыми являются традиционный духовно-нравственные ценности.
Состав Совета по развитию гражданского общества и правам человека – это срез наиболее активной части общества России. Обновление состава стало адекватной реакцией на новые политические реалии и присоединение 4 новых территорий.
Валерий Фадеев как председатель СПЧ поддержал идею о предвзятом толковании концепции прав и свобод человека:
«Западная концепция прав и свобод основана на понимании человека как автономного индивида. Но для многих народов и цивилизаций, для большинства, индивидуализм не является главной ценностью. Национальные модели должны учитывать религиозную, историческую, культурную специфику».
Деятельность СПЧ неизбежно смещается в сторону гуманизации, даже в контексте СВО. Все большее внимание уделяется семьям мобилизованных, контролем за качеством обмундирования, полагающимися выплатами.
Ключевой темой всего заседания стала реабилитация и снабжение наших войск. Об этом говорили практические все выступавшие.
Речь здесь идет не только об обеспечении теплой формой, но и запуском полевой почты. Треугольники – символ Великой Отечественной – снова возвращаются в строй.
Важной задачей становится будущая адаптация ветеранов – нельзя потерять поколение героев, нельзя забыть поколение СВО.
Самое главное, что сообщил президент и верховный главнокомандующий: «Разговоры о каких-то дополнительных мобилизационных мероприятиях просто не имеют смысла, и необходимости для государства и для Министерства обороны в этом на сегодняшний день нет никакой».
И второе важное заявление – о ядерном оружии: «Россия ни при каких обстоятельствах не применит первой. Но если не применит первой ни при каких обстоятельствах, значит, и второй тоже не применит, потому что возможности применения в случае нанесения ядерного удара по нашей территории сильно ограничены».
Были подняты и другие вопросы – например, о врачах: их выгорании, совмещении ставок, не полном учете стажа. О многом говорили на Совете – о русофобии, о законодательстве об НКО, об утечках персональных данных, о бессрочно сидящих в СИЗО, об адвокатах по назначению для ограниченно или полностью недееспособных, о неправомерно осужденных жителей Донбасса за поддержку России.
И уже ближе к концу заседания прозвучала тема Приднестровья. Зато завершилось заседание по научно-образовательному – разговором о комплекте учебников по истории и обществознанию.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/29396