Вера — двигатель прогресса и условие достижения цели
Вера — двигатель прогресса и условие достижения цели
В одной из провинциальных газет была опубликована статья молодого корреспондента, который описывал ситуацию, произошедшую с ним утром, в маршрутке. Среди обычного люда, спешащего на работу, он обратил внимание на одну старушку, которая явно выделялась на общем фоне случайных попутчиков. Одета она была не по последней моде, что дало ему повод сделать вывод о её тяжёлом материальном положении. Она была явно чем-то озабочена, но её губы быстро и беззвучно шевелились, из чего этот молодой человек предположил, что она молится, и пожалел её, сравнив с другими пассажирами. Жалость же его заключалась в том, что, по его мнению, по сравнению с другими людьми, молодыми и надеющимися только на себя, она, бедная, убогая старушка надеялась и верила в какого-то Бога, а не на себя, что, опять же, по его мнению, делало её ещё более ущербной, теряющей последние остатки разума.
Такое понимание понятия "вера" меня несколько озадачило, но в то же время способствовало более тщательному анализу этого слова.
Согласно общепринятому мнению, которым вероятно и руководствовался этот корреспондент, вера, по своему статусу гораздо ниже знания, и образованному человеку не следует уповать на неё, как на нечто весьма неопределённое и ненадёжное. То ли дело знания! А вот вера — это отмирающий вид познания мира. Такому пониманию зачастую способствуют различные толкования понятия вера в словарях. Одно из определений слова вера в словаре Ушакова гласит, что "вера — это убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, а также в истинность того, что не доказано с несомненностью". Такое толкование фактически подтверждает, что вера — это нечто более примитивное по сравнению со знанием. Также считается, что вера — это пережиток далёкого, тёмного прошлого, она является следствием недоразвитости человека, его отсталости от уровня современного человека. Однако, по мере совершенствования человеческого сообщества, вера постепенно, но с необходимой неизбежностью должна заменяться более точным знанием и, в конце концов, полностью исчезнуть. То есть негласно вера считается признаком глупости, немощности, слабоумия. В противовес вере знания наоборот означают силу, мощь, разумность, мудрость.
Исходя из таких представлений, предполагается, что, по меньшей мере, вера — это неправда, ложь. Иногда она необходима, допустима, с целью обезболивания, приукрашивания действительности, но всё-таки — это ложь. Знаниям же, в противовес, приписывается всегда правда, может быть, обескураживающая, горькая, порой противная, неудобная, но всё-таки правда. Получение новых знаний означает приближение к правде и, соответственно, удаление ото лжи. Согласно таким представлениям, предполагается, что у древних людей веры было очень много, а знаний мало, и поэтому их представления о жизни были заблуждениями, и они мало что понимали вообще. В современном же обществе наоборот люди обладают большим объёмом знаний и мало нуждаются в слабой, иллюзорной вере. Круг их знаний расширяется, и поэтому считается, что нынешнее поколение понимает мир гораздо лучше всех своих предков, и вот-вот наступит время, когда люди вплотную приблизятся к истинному познанию о мире.
Такое вот сложившееся представление о взаимоотношениях веры и знаний, конечно же, не лишено логики, довольно последовательно и по-своему рисует картину мира.
Оно довольно привлекательно и успокаивает, убаюкивает сознание людей в скором, непременном наступлении эпохи всеобщего благоденствия.
Однако ещё древнегреческий мудрец Сократ сказал: "Я знаю, что я ничего не знаю". Такое вот странное утверждение, головоломка, несущая в себе какой-то налёт таинственности, замудрённости. Кажется, что в этом высказывании есть логическое противоречие, не может знание отрицать само себя. Но на самом деле Сократ, таким образом, сформулировал принцип познавательной скромности. Это утверждение Сократа можно наглядно продемонстрировать графически.
Когда у нас маленький круг, то длина окружности, условно представляющая собой границу с непознанным, тоже маленькая. Чем больше круг, тем больше становится и длина окружности, тем больше становится соприкосновение с областью непознанного.
Перефразируя высказывание Сократа, можно сказать: чем больше я знаю, тем больше я не знаю. Это интересное наблюдение, но нас интересует не просто какой-то факт, касающийся знания, а его взаимосвязь с верой.
Давайте ещё раз вернёмся к границе, отделяющей область знания от незнания, и разберёмся, как наше незнание становится знанием. Вот мы что-то не знали, а потом сразу — "Бах!" — и мы узнали. Такой вариант возможен, когда информация неизвестна лично нам, но она уже хорошо известна многим окружающим нас людям, и её можно быстро получить любым известным нам способом. Но вопрос стоит по-другому, нас интересует сам процесс перехода из области незнания в область знания, когда неизвестная нам информация становится достоянием всех.
Рассмотрим небольшой пример с обычной шариковой ручкой. Как незнание об этой самой ручке превратилось в исчерпывающее знание о ней самой. Если абстрагироваться от, наверное, довольно длительного процесса превращения мысли о ручке, в голове у какого-то человека, до её широкого внедрения в производство, то можно с большой долей уверенности сказать, что в этом процессе немаловажную роль сыграла вера. Конечно, в начале была мысль, идея, но для того, чтобы эта воображаемая конструкция стала реальностью и превратилась в конкретную вещь, необходима большая вера. Тому человеку, который когда-то придумал шариковую ручку, необходимо было поверить, что эта конструкция работоспособна и будет иметь спрос на полках магазинов. Если бы он не верил, что такой письменный прибор можно создать, то шариковая ручка никогда бы не появилась. Да, конечно, возможно, кто-то другой реализовал бы это незнание о шариковой ручке в знание о конкретном, значимом предмете, но и он должен был поверить в то, что её можно создать, сотворить.
Извлечение знания из тёмной области непознанного порой представляет собой титанический труд, сравнимый разве что с ручной добычей угля на подземных шахтах, и без крепкой веры в успех задуманного предприятия здесь никак не обойтись. Достаточно вспомнить о 10 тысячах опытов Т. Эдисона при создании им такой обычной для нас сейчас лампочки накаливания. Можно вспомнить и об огромнейших финансовых затратах при строительстве и эксплуатации Большого Андронного Коллайдера (БАК) в Церне, где участвуют более 10 тысяч учёных и инженеров более чем из 100 стран мира.
Конечно, бывает и так, что знания приходят как бы само собой, случайно. Классический пример — случай с Архимедом и его восклицанием — "Эврика!". Как гласит предание, купаясь в ванной, он вдруг "открыл" свой знаменитый закон и, не удержавшись, с криками от восторга, голым бросился бежать по улицам. Открытие законов тяготения Ньютоном также приписывают воле случая. Когда он находился в саду, и на него вдруг упало яблоко с дерева, он также "случайно" вывел формулу о гравитационной силе взаимодействия между двумя телами. Однако за этой случайностью, несомненно, видны большие подготовительные размышления и вера в то, что есть какие-то неизвестные на то время законы, по которым устроен наш мир. Как видим, и здесь не обошлось без огромной веры, стимулирующей напряжённый умственный труд.
Посмотрите вокруг себя. Посмотрите на необычайно разнообразный мир вещей, сделанных руками человека. Когда-то ничего этого не было, и только вера человека в то, что всё это можно создать, превратить веру в знания, а знания в конкретные вещи, позволила окружить нас всеми этими благами цивилизации, которыми мы теперь пользуемся. Поэтому пренебрежение, которое некоторые люди высказывают по отношению к вере, вызывает лишь глубокое сожаление. Где бы мы сейчас были, в каких первобытных пещерах обитали бы, если бы у нас не было такого мощного инструмента познания мира как вера.
Говорят, что труд сделал человека человеком, не будем дискутировать по этому поводу, но отметим, что прежде, чем руки человека что-то сделали, была мысль, была вера в то, что это можно сделать. Вера — это то, что коренным образом отличает человека от остального животного мира. У животных нет веры. Они не "верят", они живут "знаниями", иначе говоря, инстинктами, заложенными в них, в виде достоверной для них информации. Такая роскошь для них как мечта, фантазия, вера недоступна их пониманию.
Обезьяна потому и осталась обезьяной, что не поверила в то, что может стать человеком. Только вера помогла человеку из голубой мечты о ковре-самолёте преодолеть земное притяжение, и взмыть в небесное пространство, и действительно летать, парить не хуже всех птиц, освоивших эту воздушную стихию. Только вера помогла человеку из мечты о сапогах-скороходах, являющихся по первому требованию, сделать "самокатные колёса" — современные комфортные автомобили, напичканные электроникой и уже сегодня способные самостоятельно передвигаться по улицам вообще без водителя.
Исходя из всего изложенного, теперь можно вполне определённо сказать, что вера есть двигатель прогресса, потому что прогресс — это развитие, это выход за пределы знания в область неизведанного, непознанного. Иногда такое проникновение бывает ошибочным, неудачным, но без такой вылазки из комфортной для нас области знания, без разведки неизведанной территории, никакого прогресса быть не может. Вот поэтому вера — это мотиватор, это двигатель прогресса, и чем больше у нас знаний, тем больше нам необходимо веры. Такой вывод следует из рассмотренного нами схематичного рисунка взаимосвязи знания с незнанием. Чем больше площадь круга знаний, тем больше длина границы с неизвестностью, и тем больше нам нужно верующих людей способных перейти эту самую границу.
В дополнении ко всему сказанному важно также обратить внимание на доминирующую роль веры в жизни каждого из нас. На первый взгляд может показаться, что уж в нашей личной, ежедневной, обыденной деятельности мы руководствуемся исключительно знаниями, и такой "пережиток", как вера, имеет к нам лишь какое-то косвенное, отдалённое значение. Для очень многих людей лишь два значимых события в году соотносятся с понятием вера, это Рождество и Пасха, и то лишь потому, что это государственные праздники. На самом деле значимость веры для любого человека огромна, хотя порой и незаметна, и для каждодневной нашей жизни имеет колоссальное значение.
Когда вечером мы ложимся спать, можно ли со 100% уверенностью знать, что утром мы проснёмся здоровыми, и взойдёт Солнце, и будет электричество, и вода, и тепло. Мы верим, что так будет, но знать наверняка мы не можем. Во время нашего сна многое может случиться событий, которые мы не можем предусмотреть заранее, поэтому утверждать, что утром будет так, как мы себе представляем это вечером, по меньшей мере, наивно.
Когда утром мы садимся в машину, или в автобус, или в метро, разве мы можем знать, что точно доедем из пункта А в пункт Б? Нет, конечно, мы верим, что так будет, и мы надеемся на это.
Когда мы планируем свой отпуск, можем ли утверждать, что точно знаем, что проведём отпуск по заранее намеченному плану? Нет, мы этого знать не можем, потому что этим планам могут помешать и землетрясения, и наводнения, и забастовки, и аварии, и болезни и т.д. Но мы верим в то, что произойдёт именно так, как мы задумали.
Таких примеров можно привести очень много. Каждый миг своей жизни мы живём верой, а не знаниями, потому что достоверно знать можно лишь то, что уже произошло, а то, что нас ожидает в следующий миг, знать невозможно, оно ещё не произошло, и в него можно только верить.
Конечно, в ежедневной нашей жизни мы привыкаем действовать в режиме вероятностного знания и готовы изменять свои намерения, подстраиваясь под новые открывающиеся обстоятельства. Однако у каждого из нас есть область наших жизненных интересов, где вера особенно важна, и без неё невозможно достигнуть определённых результатов. Речь идёт об успехе. По определению, успех — это достижение цели, и кто из нас не мечтает об успехе, о реализации наших осознанных или подсознательных целей. Но без веры в успех, без веры в то, что наши задуманные планы вообще способны осуществиться, нас ждёт провал, нас ждёт неудача. А кто из нас желает быть неудачником? Никто. Поэтому вера важна как для всего человеческого сообщества, являясь двигателем прогресса, так и для каждого из нас лично, являясь важнейшим условием достижения намеченных целей, удовлетворения потаённых желаний и реализации несбыточных мечтаний.