Найти тему
Школа Шахмат Chesswave

Интервью Левона Ароняна

«Хочется, чтобы моя дочь могла гордиться своим отцом»

Гроссмейстер Левон Аронян принял участие в записи подкаста «C-Squared Podcast», в котором рассказал о своем детстве, родительстве и поделился мыслями об изменениях в шахматах. Публикуем отдельные цитаты из его разговора с Фабиано Каруаной и Кристианом Кириллой.

О том, как научился играть:

▪️ «Мой дед был свидетелем шахматного бума вокруг чемпионства Тиграна Петросяна. Каждый раз, когда мы ездили в деревню, которая находилась к Тбилиси ближе, чем к Еревану, дедушка пытался научить меня играть в шахматы. Но из этого ровным счетом ничего не выходило, потому что я любил шашки, и с детства был в них очень силен. Я хотел играть только в шашки!»

▪️ «Когда мне было девять, я навещал дедушку по отцовской линии в Беларуси, и проводил там время со своей старшей сестрой, у нас разница в шесть лет. Конечно я ужасно ее раздражал, и, чтобы как-то меня отвлечь, она показала мне шахматы. С этого момента я больше ее не беспокоил!»

О поддержке родителей:

▪️ «В стране была сложная ситуация, все разрушалось, мои родители продали свою библиотеку, мама – все драгоценности, которые у нее были, чтобы купить шахматные книги для меня.»

▪️ «Мама все время искала спонсоров, и в частности хотела договориться с кем-нибудь, кто мог бы покупать для меня шоколад, я всегда ел его во время партии. Родители других детей жаловались: «Он открывает свою шоколадку, наши дети тоже хотят и не могут сосредоточиться!». Это были батончики Twix, и я до сих пор помню этот вкус, на тот момент ничего вкуснее я не пробовал!»

▪️ «Мне было девять с половиной лет, я только что выиграл национальный чемпионат, когда мои родители сказали: «Сегодня ты должен избавиться от своих игрушек, упакуй их». Мне пришлось отдать их какому-то незнакомому ребенку. И все. Пора было двигаться дальше, от игрушек к шахматам!»

О первом тренере:

▪️ «Меликсету Хачияну негде было остановиться и мои родители предложили ему остаться у нас, сказав: «Мы будем делить с тобой все, что у нас есть, а ты взамен будешь тренировать нашего сына. Мелик прожил в нашей семье пять лет.»

Об изменении шахмат и временных контролях:

▪️ «Я всегда стремлюсь учиться чему-то новому. И отметив, что юные таланты бесконечно катают в пулю или блиц, подумал: «Может быть, это полезно?» Это позволяет увидеть простую тактику и, кроме того, начать играть много дебютов.»

▪️ «Игра изменилась, стала менее глубокой. Мы разучились играть в глубокие шахматы. Я сам разучился. Сейчас так много блица и рапида, что теряется навык продолжительной концентрации.»

▪️ «Моя главная проблема как игрока – я никогда не понимал, как использовать свое время! Я могу играть очень быстро, и могу попасть в цейтнот. Мне так и не удалось научиться правильно распоряжаться временем. Когда я начинал, то два года играл партии с откладыванием, затем мы получили два часа на сорок ходов плюс один час, а теперь контроль все укорачивается и укорачивается. Это сводит с ума.»

Об отцовстве:

▪️ «Мою дочь зовут Забел, это армянское имя, имя нашей царицы, дочери царя Левона. Так что это был не сложный выбор!»

▪️ «Когда я стал отцом, мои цели изменились. У меня появилось желание творить и быть примером, хочется, чтобы моя дочь могла гордиться своим отцом!»