Жарким августовским днем 1904 года, когда температура колебалась выше девяноста (32 градуса по Цельсию), тридцать два человека, одетые в основном в белые футболки и шорты, собрались на недавно построенном Олимпийском поле Фрэнсиса в Сент-Луисе, штат Миссури. Они собирались принять участие в событии, которое войдет в историю как худший марафон из когда-либо проводившихся.
Сами летние Олимпийские игры 1904 года были плохо организованы, их затмило более крупное мероприятие, проходившее в том же городе, — Всемирная выставка в Сент-Луисе, также известная как выставка покупок Луизианы. Первоначально игры были запланированы для Чикаго, но организаторы Всемирной выставки вырвали игры из города-соперника и добавили их к выставке, превратив престижное мероприятие в простую интермедию.
Кроме того, Сент-Луис был городом второго уровня и труднодоступным, из-за чего почти все лучшие европейские спортсмены отсутствовали. Только 62 спортсмена, представляющие 10 стран, присоединились к мероприятию из-за пределов Северной Америки. Остальные, насчитывающие почти 600 спортсменов, были выходцами из Канады и принимающей страны, большинство из которых принадлежало последней.
Из 32 мужчин, выстроившихся в очередь на марафон на 40 км, девять были из Греции, по одному из Франции и Кубы и двое из Южной Африки. Только трое имели реальный опыт бега на длинные дистанции, приняв участие в Бостонском марафоне. Остальные были любителями, которые никогда в жизни не пытались участвовать в марафоне.
Один из бегунов, Феликс Карбахал из Кубы, прибыл в последние минуты. Карбахал поехал в Соединенные Штаты, чтобы участвовать в олимпийском марафоне, но проиграл все свои деньги, играя в Новом Орлеане, штат Луизиана, и был вынужден добираться автостопом и остаток пути идти пешком. Он прибыл на гонку в длинных брюках, белой рубашке и кроссовках. В конце концов, один из участников отрезал ему брюки на коленях, чтобы ему было легче бежать.
Два других участника, Лен Тауньян и Ян Машиани, были членами южноафриканского племени тсвана, которые были в Сент-Луисе в рамках южноафриканской выставки на Всемирной выставке 1904 года. Оба служили курьерами на дальние расстояния во время недавней англо-бурской войны. Газеты сообщали, что оба бегали босиком, но на фотографиях, сделанных во время мероприятия, можно увидеть одного из них в обуви. Хотя историческое значение их участия, вероятно, в то время было неизвестно, Лен Тауньян и Ян Машиани стали первыми чернокожими африканцами, принявшими участие в современных Олимпийских играх.
Гонка началась ровно в 15:03 в самое жаркое время дня. Маршрут пролегал по грунтовым проселочным дорогам, поднимавшим обильное количество пыли и затруднявшим дыхание. Мужчинам приходилось постоянно уворачиваться от городского транспорта, фургонов с доставкой и железнодорожных поездов, а также преодолевать по пути не менее семи холмов высотой от 30 до 90 метров, некоторые из которых имели невероятно длинные подъемы. Что еще хуже, на всем маршруте было всего две остановки у воды — одна в 10 км, а другая в 20 км. Джеймс Э. Салливан, главный организатор Олимпийских игр, намеренно хотел свести к минимуму потребление жидкости, чтобы проверить пределы и последствия «целенаправленного обезвоживания». Неудивительно, что из 32 бегунов только 14 смогли финишировать — худшее соотношение участников и финишеров и самое медленное время победы — 3:28:45.
Первым спортсменом, пересекшим финишную черту, стал Фред Лорц, американский бегун на длинные дистанции и каменщик по профессии. Из-за своей дневной работы Лорц тренировался по ночам. Год спустя Лорц выиграл Бостонский марафон.
Когда Лорц выбежал на стадион для последнего круга, толпа начала аплодировать: «Победил американец!». Алиса Рузвельт, 20-летняя дочь президента Теодора Рузвельта, собиралась вручить ему золотую медаль, когда кто-то «с возмущением прекратил разбирательство с обвинением Лорца в самозванстве». Позже выяснилось, что на отметке в 15 км у Лорца начались судороги, и следующие одиннадцать миль он проехал на машине, махая зрителям и другим бегунам на ходу. Когда машина сломалась, Лорц выпрыгнул из машины и закончил гонку пешком менее чем за три часа. Когда его обман был разоблачен, Лорц заявил, что закончил гонку «в шутку» и никогда не собирался принимать эту честь.
Феликс Карбахал — тот самый, что пришел в уличной одежде — бежал в разумном темпе, несмотря на неудобную обувь. Сообщается, что Карбахал не ел в течение 40 часов и умирал от голода, когда увидел, как зритель ест персики. Он спросил, может ли он получить персик, но зритель отказался. Карбахал схватил два персика и съел их на бегу. Чуть дальше по трассе он остановился в саду и перекусил яблоками, которые оказались гнилыми. Страдая от спазмов желудка, он лег и вздремнул. Он финишировал четвертым.
Лен Тауньян из Южной Африки показал себя очень способным бегуном и занимал хорошую позицию, пока стая диких собак не увела его на 1,5 км от курса, в результате чего он финишировал девятым из 14 финишировавших. Его соотечественник из Южной Африки Ян Машиани финишировал 12-м.
В конечном итоге гонку выиграл Томас Хикс, но его тренеры должны были уговаривать и помогать ему в разных точках маршрута. На отметке в 10 миль Хикс почувствовал отчаянную жажду. Он умолял дать ему попить, но они отказались, вместо этого протирая рот теплой дистиллированной водой. За 12 км до финиша Хикс почувствовал, как у него подкосились ноги, когда тренеры решили накормить его яичным белком и щепоткой сульфата стрихнина. В больших дозах это соединение используется как крысиный яд. Но в малых дозах это стимулятор. Таким образом, Хикс стал первым спортсменом, который использовал допинг на Олимпийских играх.
Когда оставалось всего две мили, Хикс получил вторую дозу стрихнина и немного бренди. Со стрихнином, текущим по его венам, Хикс заставил себя подняться на первый из двух последних холмов. К этому моменту у Хикса были галлюцинации, и он считал, что ему еще предстоит пройти более 30 км. Он попросил что-нибудь поесть и лечь.
Наконец, когда Хикс влетел на стадион, его буквально перенесло через линию. Его кроссовки держали его в воздухе, а Хикс двигал ногами вперед и назад, как будто он бежал. Его объявили победителем.
Хикс продолжал бегать марафоны в течение следующих пяти лет, прежде чем переехать в Виннипег, Канада, со своими двумя братьями. Карбахал вернулся в Сент-Луис в следующем году, чтобы пробежать первый Всезападный марафон, где он занял третье место. Он получил спонсорскую помощь от правительства Греции, чтобы пробежать марафон на Олимпийских играх в Афинах в 1906 году.
Фред Лорц, который едва не получил золотую медаль обманным путем, выиграл Бостонский марафон 1905 года честно и честно.
Пожалуйста, оставляйте комментарии после прочтения, это поможет другим людям тоже увидеть и прочитать статью. И нажмите на «сердечко», если вам статья понравилась. Спасибо.