Найти тему
Барев, Ереван!

Детская железная дорога. Где в Ереване можно прокатиться по рельсам назад в советское прошлое. Часть 1

В живописном уголке Еревана, Разданском ущелье, находится однa из старых построек города — Детская железная дорога. Она была открыта ровно 85 лет назад, в 1937 году. Да, в Ереване и сегодня можно прокатиться по рельсам назад в советское прошлое. И это не метафора.

Ереванская детская железная дорога. Главная станция Айреник/Родина. Авторское фото.
Ереванская детская железная дорога. Главная станция Айреник/Родина. Авторское фото.

Как строилась Детская Железная дорога

1937. Этот год у миллионов советских людей ассоциируется с жестокими репрессиями и террором. Для ереванцев год запомнился важным событием — открытием Детской железной дороги. Однако, история сегодняшнего героя также тесно переплетена с репрессиями. Но об этом — в следующей статье.

Железная дорога была открыта 9 июня 1937 года. Идея его создания возникла у Первого секретаря ЦК КП Армении Агаси Ханджяна.

22 апреля 1936 года в городском парке имени Абовяна на левом берегу реки Раздан, состоялся первый субботник. По количеству участников субботник был грандиозным. Пришли 10 тысяч комсомольцев. В торжественной обстановке Агаси Ханджян заложил первый камень в фундамент строящегося вокзала станции Парос/Маяк. Впоследствии ее переименовали в Айреник/Родина.

Детская железная дорога в советские годы. Источник https://mediamax.am/
Детская железная дорога в советские годы. Источник https://mediamax.am/

Газеты о Детской железной дороге

Через некоторое время в газетах было написано:

Благодаря огромному желанию и энтузиазму строителей работы были завершены досрочно — на 4 месяца раньше объявленного срока. 9 июля 1937 года поезд, состоящий из паровоза 159—434 и трёх пассажирских вагонов, впервые отправился в путь. Вагоны были самодельные и открытые. Вёл поезд юный машинист А. Бегларян.

Кстати, знаете, сколько ДЖД было в СССР? Целых 52. Первая была открыта в Москве в 1932 году. Целью их создания было заинтересовать детей работой на железной дороге и подготовить специалистов для огромной страны. Тогда СССР испытывал острый дефицит квалифицированных кадров.

Ереван. Пионеры на Детской станции Детской ж/д. Источник https://mediamax.am/
Ереван. Пионеры на Детской станции Детской ж/д. Источник https://mediamax.am/

112 молодых машинистов прошли специальные курсы по подготовке и окончили их с отличными оценками. Ведь за дело взялся сам зам.начальника ЖД депо Еревана Аракелян. Кроме курсов машинистов, были подготовлены и другие специалисты — начальники станций, дежурные, стрелочники, кондукторы, телеграфисты.

Юные железнодорожники на практике отработали полученные знания в депо Еревана и Ленинакана. Чтобы получить дополнительный опыт, они поехали на детскую железную дорогу в Тбилиси. Все это делалось для того, чтобы пионеры могли самостоятельно и безопасно обслуживать работу железной дороги.

Детская ж/д в Ереване в советские годы. Источник https://mediamax.am/
Детская ж/д в Ереване в советские годы. Источник https://mediamax.am/

Лучшие годы Детской Железной дороги

Как и на всех пионерских ЖД Союза, на ереванской также работали дети, но, конечно, под чутким взором взрослых. На ДЖД использовалась лишь одна из трех станций. С самого начала эксплуатации взрослым был только машинист локомотива.

В 1935 году началось строительство парка ДЖД, который сразу стал одним из любимых мест ереванцев. Парк был особенно многолюдным во время майских праздников. Через несколько лет у входа в парк были установлены родники, откуда можно было пить холодную воду.

Они были названы в честь Героев Советского Союза. Родники Александра Матросова, Олега Кошевого, Сергея Оганяна до сих пор можно увидеть на аллее. Родники выполнены из туфа разных оттенков - серого, розового, красного. На них можно увидеть узоры в армянском национальном стиле. К сожалению, родники недействующие.

На реке Раздан было построено здание станции Айреник/Родина, где находилась касса. Дежурившие пионеры чествовали пассажиров, когда поезд приближался к станции. На территории парка были расположено несколько игровых площадок.

В марте 1959 года ДЖД получила два пассажирских вагона. В 1971 году ей был передан тепловоз. После этого паровоз 159—434 практически перестал эксплуатироваться. Он до сих пор стоит на станции Айреник в тупике.

Паровоз, который стоит в тупике на Детской ж/д. Авторское фото.
Паровоз, который стоит в тупике на Детской ж/д. Авторское фото.

Здание вокзала — архитектура советского модернизма

Первое здание вокзала было деревянным. Сохранились несколько фото. Но в конце 1940-х годов было принято решение построить каменное здание. Оно было выполнено из самого популярного армянского камня — туфа. Автором проекта стала Гоар Григорян.

Было в облике этого вокзала что-то магическое. Хотя почему было — и сейчас есть. Каменное здание со светлыми арками, многочисленные лестницы и башенкой заметно выделялось на фоне окружающего ландшафта и настраивало посетителя ДЖД на романтику. С круглого балкончика с колоннами открывается потрясающий вид на Раздан.

Архитектура Детской дороги мне напоминает главное здание вокзала Еревана, расположенное на площади Сасунци Давида. Наверное, это из-за башни со шпилем. Сегодня красотой архитектуры можно по-прежнему любоваться, однако зданию требуется капитальный ремонт.

Парк детской железной дороги. Строительство

Почти параллельно со строительством железной дороги началось строительство парка. Автором проекта стал архитектор Микаэл Мазманян. На красивых аллеях были построены большие бассейны, украшенные памятниками животных, фонтаны, а также читальный зал, танцевальная и игровые площадки, киоски, буфет.

На холме, ведущем из парка к станции, был установлен большой памятник Сталину. На строительство было потрачено около полутора миллионов рублей.

Проект парка на Детской ж/д в Ереване. Фото из личного архива М. Мазманяна. Источник https://mediamax.am/
Проект парка на Детской ж/д в Ереване. Фото из личного архива М. Мазманяна. Источник https://mediamax.am/

Директор института Ереванпроект Сурен Оганян вспоминает:

Дизайн территории сада Детской железной дороги в свое время считался одним из лучших. Был сделан очень удачный выбор с точки зрения ландшафта — он был расположен в Разданском ущелье.

Однако подобные объекты со временем должны модернизироваться. На первый взгляд кажется, что в саду есть все необходимое - карусели, бассейн, кафе, климат и природа. Однако очевидно, что все решения устаревшие.

Продолжение рассказа о Ереванской Детской железной дороге читайте в ближайшие дни. Если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии. И не забудьте поделиться статьей с друзьями — им тоже наверняка интересна история о старейшей ж/д.

Читайте продолжение рассказа о Детской ж/д:

Детская железная дорога. Где в Ереване можно прокатиться по рельсам назад в советское прошлое. Часть 2

5 интересных фактов о Ереванской Детской железной дороге

Если вам понравилась статья, поддержите работу канала по ссылке:

https://yoomoney.ru/to/410014609821354

При написании статьи были использованы материалы сайта mediamax.am

#ереван #история #детскаяжележнаядорога #историяеревана #джд