Найти тему

Вифлеемская звезда

Оглавление

Из дневника читателя

Размышления, которые празднику не помеха

С днём рождения Христа произошло большое недоразумение. Великая путаница произошла по вине некоего монаха Дионисия Малого. Имя полузабытое, но его стоит напомнить. Не каждому удаётся ввести в заблуждение целое человечество. Как это произошло? Дело было в первой половине VI века, во времена византийского императора Юстиниана. Ему-то и показалось, что достойнее вести летосчисление от дней, когда появился на земле Иисус Христос. Для того понадобилось знать, когда именно это случилось. Тогда и появился Дионисий.

Что о нем известно? Мало. Но кое-что установить можно. Родился он в 460 году по тому самому летосчислению, которое ввёл. Родина его - область Добруджа на территории Болгарии. Монашествовал в Антиохии, занялся переводами теологических текстов и церковным правом. Вершиной этой его работы стал гигантский свод из нескольких сотен канонов, папских декреталий и соборных актов, известный под названием «Диониссиана». О чем это говорит? О том, что он был серьёзным исследователем. Просто так допустить ошибку в таком важном деле, как рождение Христа, он не мог. Однако же допустил. И настаивал конкретно на том, что Иисус Христос родился 25 декабря 753 года, считая от основания Рима, и что 754 год является, таким образом, первым годом новой эры. Как бы то ни было, а идея прижилась, поменяла календари и, в конце концов, возобладала в сознании подавляющего большинства людей. Новая эра была названа «вульгарной», то есть народной. Так родилось понятие «до и после Христа». Этому не помешало даже то, что в самих Евангелиях, в частности, в Евангелии от Матфея, есть вполне конкретное указание на рождение Иисуса во времена Ирода Великого. И тут нужны совсем несложные вычисления, чтобы узнать, что Христос родился, по крайней мере, лет за шесть до отмечаемого Рождества Христова. Вот такой получается каламбур. Он вышел совсем не безобидным для верующих. Атеисты всех времен должны были бы поставить памятник этому самому Дионисию Малому. Скольких он прокормил! Почти вся атеистическая пропаганда и громадное количество издёвок над христианством основаны на этом несоответствии. Веру рождает знание, но и невежество может питать его тоже. В этом убеждает история с Дионисием Малым. Сомневающиеся в Рождестве, конечно же, не попытались вникнуть в ход его размышлений. Он оказался, возможно, не первым, но уж точно не последним, кому пришло в голову, что в делах исключительной важности можно и подлакировать действительность. Рождение Христа, по его мнению, не могло выпасть на какой угодно год. А если и выпало, то это неправильно. Дионисий выбрал тот год, который был бы достоин события. Этим годом и стал 754-й от основания Рима. Почему? Соображения тут были если не вполне языческие, то уж никак не христианские. Дионисию диктовала магия чисел. Из древнего Вавилона шло убеждение, что число 7 является священным. Следующие две цифры Дионисий разделил пополам, и у него получилось (54:2=27) два раза по 27, числа кратные одновременно 3 и 9, что было особенно значительным (это есть у Платона) и для современных Дионисию верований. Числу 27 отводилась важная роль в пропорциях римских сооружений. Так что число 754, думал Дионисий, гораздо более соответствует тому, чтобы быть связанным с Христом, чем какие-нибудь, например, 748 или 749, которые гораздо ближе к реальным, и этого грамотный монах не мог не знать. Так что заблуждался он вполне сознательно.

Постепенно заблудился во времени весь мир. Новое летосчисление закрепилось во Франции и в Англии - в VIII веке, в Германии - в IX веке, в Италии - на рубеже IX и Х веков. Оттуда распространилось на весь цивилизованный мир.

Между тем, самой жизни и существу Христа эта история, по-моему, не навредила. Наоборот, добавила тайны и чуда, действующих на воображение. Впрочем, в истории Иисуса понятия чуда и реальности настолько близки, что одно существует как бы для того только, чтобы сделать более выпуклым, подтвердить другое. Вот, например, рассказ о Вифлеемской звезде. «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему”».

И волхвы, и яркая звезда, возвестившая рождение Иисуса, - разве не из сказки всё это?

Но вот как смотрят на это дело астрономы. Процитируем одного из них, польскую Аурелу Зеврецки-Понори: «Кеплер, открывший законы движения планет, пытался своим путем исследовать вопрос, касавшийся Вифлеемской звезды. В декабре 1603 года одна из самых ярких планет, Юпитер, весьма близко подошла на небосводе к Сатурну. Кеплер произвёл необходимые вычисления и установил: в 7 году до н.э. Юпитер и Сатурн, по-видимому, так близко подошли друг к другу, что казалось, будто они стали одной-единственной ярко светящейся звездой. Две сверкающие планеты встретились под знаком созвездия Рыб. Согласно еврейской традиции, это могло быть символом Израиля и Мессии. У всех народов Юпитер символизирует верховное божество, в то время как древняя еврейская традиция считает Сатурн звездой-заступницей Израиля».

Таким образом, вычисления Кеплера помогли уточнить дату рождения Христа - седьмой год до нашей эры. Теперь это уже не вызывает больших сомнений. Тем более, что соображения Кеплера удалось уже в наши дни подтвердить археологам. В Берлине хранится найденная при раскопках клинописная табличка, на которой есть сообщение, что соединение Юпитера и Сатурна в 7 году до Р.Х. действительно было.

А волхвы? Могли ли они быть так взволнованы появившейся звездой, чтобы отправиться на поиски необыкновенного младенца и определить его точное местонахождение? Тут тоже, оказывается, ничего невозможного нет. Надо только узнать некоторые приметы того времени. Перелистаем несколько авторитетных исследований на эту тему. Выдающийся русский историк античного христианства А. Лопухин, работавший в конце XIX века, считает: «...Язычники востока вообще, а халдеи в особенности хорошо знакомы были с ожиданиями иудеев, касающимися пришествия Мессии. Наконец, с этой надеждой Израиля халдейские мудрецы могли быть особенно хорошо знакомы благодаря тому обстоятельству, что к их классу принадлежал некогда пророк Даниил, который с особой выразительностью предсказывал пришествие (великого царя) Мессии и даже точными числами (знаменитой системой седьмин) определил самое время Его пришествия. Все это было достаточным основанием для волхвов при виде необычайной звезды прийти к убеждению, что звезда эта возвещает именно рождение Мессии». Современный финский исследователь Ристо Сантала объясняет, почему волхвы отправились именно в Палестину: «Символическая уместность чудесного знамения была совершено понятна людям того времени. Знаки Зодиака часто идентифицировали с разными народами. Например, считалось, что созвездие Рыб покровительствует Сирии и Палестине... Сатурн в вавилонской астрологии ассоциировался с Палестиной, в то время как Юпитер был планетой царской, предсказывавшей золотой век политики. Таким образом, когда Сатурн встречался с Юпитером в созвездии Рыб, то становилось ясно, что Правитель последних времен рождён в Палестине. Глиняные таблички, найденные в башне Зиппар (одна из них и хранится в Берлине), вероятно, использовались в качестве переносных календарей, и волхвы, должно быть, взяли их с собой в своё путешествие в Палестину». «Мало того, - продолжает свои размышления А. Лопухин, - астрономически удостоверено, что это звёздное явление оказывалось перед глазами тех, кто выходил из Иерусалима, и что оно, можно сказать, указывало направление именно к Вифлеему. Все это поистине чудесно, даже если бы мы ограничились здесь перечислением одних только точных астрономических явлений».

Так что в евангельских словах о том, что волхвов вела звезда, нет, пожалуй, никакой поэтической вольности. Даже этот по виду вполне волшебный момент, оказывается, может войти в ряд бесспорных доказательств подлинности рождественской истории.

Часто говорили, что знание противоречит вере. Хотелось бы заступиться за знание. Противоречит вере знание неполное... И опять пример из рождественской истории. Сколько раз высмеивался тот факт, что Иисус родился в Вифлееме. Так предрекали давние пророки, и история Иисуса будто бы подогнана под эти пророчества. Потому была выдумана некая перепись, потребовавшая от плотника Иосифа поехать в его родной город. Можно было и в самом деле убедить слабых в вере, что всё это шито белыми нитками. Но вот находится недавно папирус (датируемый I-ым веком от Р.Х.), который объясняет именно такой порядок, установленный тогда в Римской империи, к которой принадлежало царство Ирода Великого: «В связи с предстоящей переписью населения необходимо, чтобы все, кто по той или иной причине живёт вне собственного дома, были готовы немедленно вернуться под власть своих правительств, чтобы всей семьей зарегистрироваться для переписи и сохранить за собой возделываемые земли, принадлежащие им». Перепись тогда была проведена. Жителей в империи оказалось 4101 017. «И вот стало в империи на одного человека больше, но никто не знал этого, потому что Иосиф боялся открыть это. И в список Его не внесли», - запишет Иоанн Хильдесхаймский.

Так оно и должно быть. Небесным жителям нет места на земле. Через сорок примерно лет, когда Христа распяли на кресте, жителей на земле не стало меньше. Так и не внесенный в земные списки, он был похоронен в одинокой могиле. Друзья, пришедшие к этой могиле утром, не нашли его тела. С этого началось воскресение ветхого мира. Новому человечеству исполнилось теперь уже более двух тысяч лет. Жило ли оно с тех пор хотя бы день по Его слову? Неужели в списках той новой небесной империи, которую Он называл царством Божиим, имя Иисуса Христа значится единственным?..