Самым крупным и необычным на ВДНХ, несомненно, является павильон «Космос» (бывший «Механизация», «Машиностроение»). О перевоплощениях этого уникального здания повествует книга «Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ», выпущенная издательством «Бослен».
Мы попросили рассказать автора книги Павла Нефедова, куратора Музея ВДНХ, исследователя, журналиста, написавшего «Путеводитель по ВДНХ», о том, какие материалы стали основой для его книги «Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ».
Важная встреча
— Когда я работал над книгой, то одним из ключевых моментов стала встреча с сыном одного из архитекторов павильона Ивана Таранова. Андрей Иванович Таранов продолжил династию своего отца. Он ценит и внимательно хранит семейное наследие. В его личном архиве нашлось множество материалов, среди которых и самые первые эскизы, сделанные отцом. Это ценные артефакты, передающие дух времени: вырванные блокнотные листки, где Таранов-старший карандашом от руки набросал рисунки, которые затем были полностью реализованы в задуманном виде. В том числе и знаменитые тракторы, которые стояли у входа в павильон в 30-е годы. Эти наброски читатели могут увидеть в моей книге.
Важной находкой стало то, что Андрей Иванович обнаружил шесть фотопленок, которые Иван Таранов снимал на личный фотоаппарат, фиксируя процесс строительства павильона. В архиве потомственного архитектора сохранились договоры и сметы, которые дают ощущение процесса, важное чувство, что в реальном времени читатель может проследить за ходом проделанной работы. Многие документы я процитировал в книге «Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ».
Одна из глав сделана в форме обратного отсчета, где каждый фрагмент имеет указание, сколько дней осталось до открытия павильона. Начинается таймлайн с декабря предыдущего года, когда до открытия оставалось чуть менее 300 дней, и заканчивается последними двумя днями перед открытием. Сроки были очень сжатые. Иван Таранов работал над созданием павильона у себя дома, вместе с женой Надеждой Быковой и своим сокурсником Виктором Андреевым.
К 1954 году павильон расширил экспозицию и получил новое название — «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». Именно тогда большой параболический эллинг довоенного павильона получил продолжение в виде двухэтажного зала со стеклянным куполом и приобрел современный вид. Ключевым моментом в визуальном решении снова стала парабола – легкая летящая линия, которую потом мы с вами можем увидеть воплотившуюся в куполе здания.
Откуда появилось вдохновение?
– Андрей Иванович расспрашивал архитекторов, чем они вдохновлялись, создавая эту параболу. В моей книге есть фото данного объекта – ангары для дирижаблей в аэропорту Villeneuve-Orly под Парижем. Над ними работал французский инженер Эжен Фрейсине, который прославился созданием железобетонных сводов для дирижаблей и самолетов. Таранов и Быкова увидели эти ангары, скорее всего, на фото. И сказали: «Французы сделали, сделаем и мы!» Но конструкция на ВДНХ, к примеру, сделана не из бетона, а из гораздо более легкой стали.
Продолжение следует …
Это один из фрагментов интереснейшей истории павильона, изложенных в книге «Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ». В следующих публикациях мы расскажем о том, как в павильоне «Космос» само время поэтически переплело небо и землю, о том, что через здание – как через портал – пронеслась вся история страны с середины 30-х годов и до наших дней. И в некотором роде этот процесс продолжается до сих пор.
Где можно приобрести книгу?
Она продается в сувенирных магазинах Центра «Космонавтика и авиация» и арки Главного входа ВДНХ, официальном интернет-магазине Выставки. Книгу «Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ» можно приобрести на сайте издательства «Бослен». Еще издание доступно в крупных книжных сетях и в музейных магазинах Москвы, ее можно заказать на сайтах «Лабиринта» и «Озона».
#ВДНХмузейная