Найти в Дзене
Шёпот Кремля

Зачем Индии союз с Китаем и Россией

Некоторые читатели просили в комментариях подробнее рассказать, в чём состоит интерес Индии отвернуться от сотрудничества с США и стать частью коллективного Востока. Решение неоднозначное, ведь оно предполагает союз с Китаем - главным конкурентом Индии. Вот и давайте разберёмся, как в коллективном Востоке совмещается несовместимое и находятся общие интересы для столь разных стран.

Когда между Китаем и США возникла открытая вражда и конкуренция, Индия увидела для себя в этом шанс. Чтобы ослабить Китай, Штатам нужно перенести оттуда свои заводы в другие страны. Индия прекрасно подходит на эту роль, имея сопоставимое по численности население, небольшую оплату труда граждан и благоприятный климат, подходящий для строительства не особо дорогих и не шибко капитальных зданий.

Играя на желаниях и амбициях Индии, американцы пытались втянуть эту страну в антикитайские союзы, например в QUAD - союз США, Индии, Австралии и Японии. Американцы тут ничего особо нового не придумали и действуют по старому принципу, что неугодную страну нужно обложить со всех сторон поясом из враждебных ей государств. Индия - большой сосед Китая, имеющий кроме амбиций неразрешенные территориальные споры с китайцами, и в 2020 году между этими странами произошёл очередной приграничный конфликт. Тогда казалось, что Индия уже выбрала свой дальнейший путь. Но затем что-то пошло не так.

Тот приграничный конфликт был урегулирован, а Индия наотрез отказалась принимать участие в явно враждебных Китаю блоках, например в AUKUS. Кстати, сегодня в СМИ появилась новость о новой стычке военных на границе, впервые с 2020 года. Но эти два случая показательно отличаются. Если в тот раз десятки военных оказались убиты, а к границе была стянута техника, то в этот раз военные получили только травмы, а инцидент был очень быстро урегулирован.

После инцидента представители командования армий Индии и Китая провели совещание, чтобы восстановить мир и спокойствие вдоль линия фактического контроля, сообщил источник.

Это говорит о том, что несмотря на территориальный спор, эта стычка носила чисто случайный характер и стороны не хотят выяснять между собой соседские отношения и погрязать в пограничных разборках. Индия не собирается становиться ради США тараном в сдерживании Китая.

Также американцев постигло ещё одно разочарование - Индия отказалась присоединяться к потолку цен на российскую нефть и резко нарастила импорт нашей нефти в несколько раз, до 1 млн. баррелей в сутки. И тем самым испортила американцам весь эффект от санкций.

Конечно не только Индия сыграла тут ключевую роль, то же сделал Китай - нарастил закупки нашей нефти, своё слово сказал Арабский мир, отказавшись увеличивать добычу по требованию Байдена. Иран тоже оказался на стороне России, и стало ясно, что не заручившись такой поддержкой заранее, Путин бы и не стал ничего начинать, т.к. экономика России в противном случае просто не выдержала бы столько санкций.

Это говорит о том, что Индия определилась с правильной стороной истории не в последний момент, а уже достаточно давно. И в её позиции наше руководство было в достаточной степени уверено, чтобы начать смелые действия на западных границах. Но разве может Индии дать союз с русскими и китайцами то, что ей обещали дать американцы?

На примере как раз Китая и Тайваня можно увидеть, что американцы могут как давать, так и легко забирать обратно. Сейчас США усиленными темпами выводят производство чипов с Тайваня и собираются оставить китайцам лишь голый остров. Из материкового Китая американцы также стараются перенести производства в другие страны. Бог дал, бог взял.

Китайцев ещё и пытаются со всех сторон обложить поясом из недружественных стран. А пока Китай не поднялся, там люди и вовсе работали за миску риса, дышали грязным воздухом от сжигания угля и обеспечивали благополучие американцев и дешёвые товары для них.

По сути, США предлагают индийцам рискнуть жизнью и ввязаться в противостояние с китайцами за право работать за низкую оплату труда вместо китайцев, но в любой момент могут забрать свои заводы обратно и обложить со всех сторон санкциями и враждебными государствами.

Перспектива так себе. Да и к тому же американцы осознали свою ошибку, что не стоит складывать все яйца в одну корзину. Особенно если эта корзина с ядерным оружием, огромным населением и амбициями. Что мешает Индии вырасти ещё в один Китай по экономике, военной мощи и технологиям? И тогда Штаты дважды наступят на те же грабли.

Поэтому они стараются теперь раскидать заводы по разным, небольшим и не представляющим угрозы странам Азии и Восточной Европы. Так что Индии в любом случае не обломилось бы стать новым Китаем и вырасти на американских инвестициях, как это сделал в своё время Китай.

А вот в союзе с китайцами, русскими и ещё дюжиной свободолюбивых государств можно свалить гегемона и его шестёрок - вместе со всеми их производствами, а потом занять и поделить между собой освободившееся ниши. Только представьте себе, какую долю рынка сейчас занимают американские, европейские, японские, южно-корейские и другие товары? Вот возьмём, например, автомобили.

Первое место с большим отрывом по продажам автомобилей занимает японская Toyota. За ней идёт немецкий Volkswagen, затем опять японцы, на этот раз Honda, потом американский Ford, затем южнокорейский Hyundai, и далее опять японцы, корейцы, американцы - Nissan, Suzuki, Kia, Chevrolet, Mercedes, а с недавних пор их догоняет Tesla Илона Маска.

Только представьте как можно поживиться на этом рынке, если предприятия, которые выпускают эти автомобили, начнут массово останавливаться без адекватной по стоимости энергии, без чипов и других необходимых ресурсов, деталей и компонентов, а их место начнут занимать индийские, китайские и другие марки автомобилей. Может не такие технологичные, но технологии потом можно купить вместе с автоконцернами, которые выставят свой бизнес на торги по банкротству. Хотя почему не технологичные, китайские авто сделали большой рывок.

Без западных компаний на рынке станет так свободно, что хватит места и китайцам и индийцам вместе взятым. Вот только не такая уж это простая задача свалить гегемона и его союзников. И столь масштабные задачи решаются лишь в тесном союзе с другими великими державами. Как-то в одной из статей я уже обратил внимание на то, что именно в странах БРИКС+ сосредоточены основные запасы ресурсов на планете, и что этот союз ориентирован на то, чтобы оставить Запад без дешёвых ресурсов.

Именно на разнице доступности и цены ресурсов данное противостояние и планируется выиграть, что сейчас постепенно и происходит. Европейской экономике уже заметно поплохело, и её ниши стремительно занимают другие. Автомобили, это просто как один из примеров, и тут особенно на руку происходящее китайцам, которые стремительно, как ветер, заняли российский автомобильный рынок вместо европейцев и теперь китайский автопром покоряет уже и сам европейский рынок, поскольку у беднеющих европейцев уже не хватает денег на свои авто.

Подтвержу свои рассуждения несколькими цифрами статистики. С января по сентябрь этого года Китай поставил на внешние рынки 2,11 млн. автомобилей и обошёл по этому показателю Германию, которая продала 1,91 млн. автомобилей. Китай занял второе место в мире по продажам авто после Японии. Так что китайцы уже выжимают европейцев с рынка, но им ещё есть куда расти и кого обгонять - на очереди японцы, которым из-за энергокризиса тоже заметно поплохело.

Но на самом деле, китайцы относительно индийцев тут в позиции догоняющих. Если брать экономику в общем и целом, а не отдельный её сектор, типа автомобилей, индийская экономика растёт быстрее всех в мире и быстрее китайской экономики в том числе. По итогам этого года индийская экономика может показать рост в 6,8% ВВП, а китайская по разным оценкам вырастет лишь на 3%. Китайцам надо поднажать и перезапустить свою экономику после всяких болячек и ограничений, чтобы занимать вместе с индийцами на равных те ниши, откуда будут вынуждены уйти из-за нехватки ресурсов западные компании. Недавно Си Цзиньпин как раз начал снимать ограничения с китайской экономики.

Вот только растущая индийская экономика требует всё больше ресурсов. Индия уже на 85% зависит от импорта нефти и на 55% природного газа. Но дальше эта зависимость будет только увеличиваться. Чтобы занимать ниши западных компаний, Индия к 2030 году планирует увеличить импорт нефти на 50% - до 7,2 млн. баррелей в сутки. Также Индия планирует увеличить спрос на газ вдвое - с 64 до 133 млрд. кубометров.

Могут ли американцы в качестве союзников обеспечить Индии такие поставки? На примере Европы мы видим, что американцы умеют только обещать. Они обещали Европе помочь найти нефть и газ вместо поставок из России, но обманули и не смогли найти нефть даже самим себе. И это та причина, почему дальнейший рост Индии невозможен без России. Кроме того, Россия поставляет в Индию удобрения, чтобы огромное индийское население, которое продолжает увеличиваться, не голодало.

Подведём итог - в союзе с Россией, Китаем и другими странами БРИКС, в руках которых основные ресурсы планеты, индийцы могут вытеснить западные компании с мирового рынка, оставив их без ресурсов для производства, и занять их ниши. А свой дальнейший рост обеспечить перенаправлением поставок нефти и газа из западных стран в Индию и Китай. Если мы внимательно понаблюдаем за ситуацией, то именно это мы и увидим - поставки нефти и газа в западные страны сокращаются, а в Индию и Китай растут. Растут и экономики этих стран и продажи их товаров. В то время как западные экономики скукоживаются, а люди там начинают экономить на своих элементарных потребностях.