Представьте себе боевой корабль, что мчится по воде со скоростью более 100 км/ч! Причем, это не катер, а корвет, водоизмещением более 1000 тонн. Сегодня наш рассказ о ракетных кораблях "Бора" и "Самум", что служат в составе Черноморского Флота России.
Ракетные корабли проекта 1239 "Сивуч" были разработаны в Центральном морском КБ «Алмаз» в Ленинграде и строились на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане. Первый корабль серии - "Бора", был сдан флоту в 1989 году, а второй - "Самум", вступил в строй в 2000 году. Они относятся ко 2 рангу. По водоизмещению и составу вооружения их можно отнести к корветам.
Эти корабли имеют водоизмещение в 1050 тонн, длина равна 64 метрам, а ширина - 17,2 метра. Осадка в водоизмещающем положении составляет 3,3 м. Дальность хода равна 2500 морских миль (4630 км) на 12 узлах (22 км/ч), а автономность - 10 суток. Экипаж составляет 68 человек. Максимальная же скорость равна 55 узлам - 102 км/ч!
Такие высокие скоростные характеристики достигаются за счёт схемы катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой. Это подкласс судов на воздушной подушке. Воздушная подушка создаётся путём нагнетания воздуха между корпусов, в то время как зазор между корпусами на носу и корме закрывается заслонками.
В результате, осадка корабля уменьшается с 3,3 до 1 метра, что приводит к снижению сопротивления воды. А значит, и к увеличению скорости.
Корабль оборудован 2 гребными винтами для хода в водоизмещающем режиме, и 2 опускаемыми колонками с винтами-тандемами, что опускаются и работают в режиме движения на воздушной подушке. Итого, 6 гребных винтов.
Для приведения в движение винтов-тандемов на винтовых колонках, используется 2 газотурбинных двигателя М10-1, мощностью по 36 000 л.с.
Корвет может идти и в "обычном", водоизмещающем режиме - без нагнетания воздуха, но тогда его скорость не превышает 20 узлов (37 км/ч). Корабль идёт на 2 гребных винтах, приводимых в движение 2 дизельными двигателями М-511А мощностью по 20 000 л.с.
В крайнем случае, возможно продолжать движение и без работы винтов. Для этого, в режиме нагнетания воздуха, приоткрывается кормовая заслонка и оттуда вырывается поток воздуха. Таким образом, корабль может идти со скоростью 3 узлов (5,5 км/ч). Для создания воздушной подушки используются 2 дизеля М-504, мощностью по 6 600 л.с.
Благодаря катамаранной схеме, 1050-тонный корвет выдерживает 8-балльный шторм, а вооружение может применять при волнении моря до 5 баллов.
Тактика применения и вооружение
Ракетные корабли "Бора" и "Самум" предназначены для борьбы с боевыми кораблями, катерами и транспортами противника. Для охранения своих корабельных соединений и конвоев. А также, для несения дозорной службы и ведения разведки.
Благодаря своим скоростным характеристикам, они могут быстро подойти на дистанцию стрельбы. Время на подготовку к выстрелу составляет всего 30 секунд, а запускать ракеты можно, идя со скоростью до 40 узлов (75 км/ч). Совершив ракетный залп, корабль ложится на обратный курс и на максимальной скорости уходит от ответного удара.
Высокая скорость позволяет не боятся торпед вражеских подводных лодок - корабль просто быстрее их. А противокорабельные ракеты потенциального противника, на конец 80-х годов - время вступления в строй корабля "Бора", просто не могли уверенно поражать такие скоростные цели.
На момент своего появления, обладая современными противокорабельными ракетами и очень высокой скоростью, корабли "Бора" и "Самум" обладали весьма внушительным боевым потенциалом, несмотря на свои относительно малые размеры.
Их "главный калибр" - 8 сверхзвуковых противокорабельных ракет "Москит" - как у эсминцев проекта 956 и БПК проекта 1155.1.
За выдачу целеуказания противокорабельным ракетам отвечает РЛС загоризонтного обнаружения "Монолит" с дальностью обнаружения до 250 км.
Целеуказание также может быть обеспечено самолётами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50 или системой спутниковой морской разведки "Лиана".
Ракета 3М80МВЕ "Москит" может поражать цели на расстоянии до 240 км. Её крейсерская скорость равна 2,35 Маха (более 2800 км/ч), а высота полёта - 20 метров. Благодаря такой высоте полёта, корабли противника обнаружат её на дистанции, максимум, в 35 км - такое расстояние ракета пролетит всего за 40 секунд! Во время полёта ракета ставит помехи и активно маневрирует, что затрудняет её поражение средствами ПВО. Когда до цели остаётся всего 9 км, ракета снижается до 7 метров и ускоряется до 2,8 Махов (более 3350 км/ч). Благодаря огромной кинетической энергии, она просто проламывает корпус вражеского корабля и взрывается внутри, нанося колоссальные разрушения, достаточные для того, чтобы потопить фрегат или эсминец.
Возможен пуск ракеты и по маловысотной траектории, когда ракета на всём протяжении полёта летит на высоте 7 метров. Это снижает её дальность обнаружения и затрудняет перехват средствами ПВО, но дальность пуска падает до 140 км.
РЛС общего обнаружения "Позитив" может обнаруживать цели типа "истребитель" на дистанции до 50 км. Для обеспечения ПВО корабля, в первую очередь для защиты от вражеских ракет, на борту установлен ЗРК "Оса-МА2" с дальностью поражения в 15 км. Минимальная высота поражения целей - всего 5 метров. Скорость полёта ракеты - 500 м/с. Скорострельность - 2 выстрела в минуту. Боекомплект составляет 20 ракет.
Также, на корабле имеется 2 шестиствольные артиллерийские установки АК-630, калибром 30 мм. Их скорострельность составляет до 5000 выстрелов в минуту. Они предназначены для уничтожения воздушных и надводных целей на дистанции эффективного огня до 5 км.
В комплекс вооружения корабля входит и 76-мм артиллерийская установка АК-176. Дальность стрельбы по надводным и наземным целям составляет 15 700 метров.
За выдачу целеуказания артиллерийским установкам АК-630 и АК-176 отвечает РЛС "Вымпел".
На корабле присутствуют и станции постановки помех ПК-10 и ПК-16, создающие облако ложных целей, препятствующих наведению вражеских ракет.
Современное состояние
Ракетные корабли "Бора" и "Самум" являются гордостью и жемчужинами Черноморского Флота. На этих корветах служат наиболее подготовленные экипажи, чем и объясняется довольно неплохое состояние кораблей, несмотря на то, что "Бора" - 1 корабль серии вступил в строй более 30 лет назад.
Они многократно участвовали в международных учениях и представляли нашу страну на военно-морских салонах. И даже несли вахту у берегов Сирии в составе российской средиземноморской эскадры.
Разумеется, сейчас высокая скорость "Боры" и "Самума" не сможет гарантированно защитить от ракет противника. И "главный калибр" этих кораблей - ракеты "Москит" - не самые современные ПКР.
Но эти корветы до сих пор являются весьма эффективными для задач, под которые они создавались.
Другие статьи на канале:
Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!
Рекомендую подписаться и на канал "Броня Урала" с обзорами вооружения и бронетехники: