Найти тему
Полит.ру

Pasterизация прошлого

Участник нашего проекта «После» историк Иван Курилла говорит:

«Российские официальные лица и пропагандисты не производят новые исторические мифы, но активно транслируют старые. В одном из них нам предлагается вернуться в начало XVIII века (Азовское море стало внутренним). Единого нового нарратива не вырабатывается, вместо этого — прыжки в объяснениях от века к веку.

История — это постоянно возобновляющийся диалог между современностью и прошлым. Новые поколения задают свои вопросы, и история меняется под их воздействием. Содержание этого диалога — обнаружение разницы между нашим и прошлым временем, это позволяет обществу понять вектор своего развития. Манипуляция прошлым, которую проводит официальная пропаганда, делает противоположное. Она предлагает нам действовать так, как будто мы в 1945-м боремся с фашистами или ведем войны XVIII века. Такой подход не позволяет проработать прошлое и выявить дистанцию между нами и прошлыми временами.

Не сумев проработать прошлое, мы продолжаем жить внутри прошлого и переживать старые травмы. Установить дистанцию после тяжелых преступлений ХХ века очень сложно. И манипуляция, и ощущение трагичности этого прошлого не оставляют место для дистанции с ним. Таким образом, само государство навязывает обществу восприятие прошлого как большой трагедии. Раз пропаганда постоянно говорит о нынешних событиях как о чем-то похожем на Вторую мировую, то это меняет и представление собственно о Второй мировой. Теперь отношение к ней станет иным под воздействием нынешней войны (в т. ч. в части коллаборации, советских пленных, насилия советских солдат в Германии и Восточной Европе). В ближайшем будущем изучение Второй мировой получит неожиданный поворот: из-за войны мы вынуждены посмотреть на нее другими глазами.

Вместо того чтобы использовать прошлое так, чтобы это позволяло двигаться вперед, власть пытается остановить время, погрузить людей в прошлые войны, реконструкцию и косплей предыдущих эпох. Это исключает из истории нынешнее поколение, ему предлагается возвращать русские земли, побеждать нацизм, делать Азовское море внутренним. Это даже не историзация, а pasterизация прошлого, которое показалось власти политически выгодным».