Особняк Кельха несколько лет был неприступной крепостью. Интернет пестрил запросами поиска: "Как попасть в особняк Кельха?". Некоторые сообщества заманивали жаждущих увидеть потаенные залы особняка, записывая их в некие списки ожидания, без указания конкретной даты. А на дверях самого особняка была вывешена табличка : "Экскурсии по особняку не проводятся". Около полутора лет назад посещение особняка стало возможным только с проектом "Открытый город". Ситуация поменялась в ноябре этого года. Теперь по особняку проводят платные экскурсии. Запись на них осуществляется в сообществах. Цена экскурсии- порядка 1000 руб. Кроме того, в декабре в особняке пройдет не только экскурсия, но и концерт. Без сомнения, такая перемена несказанно радует. Да и цена на сегодняшний день более чем адекватна (к сравнению, внешний осмотр разрушающегося особняка Демидова стоит 1300 руб., а более скромный особняк Сан-Галли можно увидеть за 4000 руб.).
Посещение особняка Кельха- это праздник. Открыв дверь, сразу же окунаешься в атмосферу величия и волшебства. Подлинные изысканные интерьеры, мебель, камины, люстры, паркет, витражи, зеркала помнят историю владельцев особняка. А история эта интересна, в ней есть свои неразгаданные тайны и загадки.
Улица Сергеевская (Чайковского) -одна из старейших улиц Петербурга. Дома на ней строили только очень богатые люди. Улица была застроена особняками. А что такое особняк богатого человека- это маленький дворец. Район города, где располагалась Сергеевская улица считался одним из самых аристократических. В 1858 году участок на Сергеевской улице, где теперь расположен особняк барона Кельха приобрёл греческий консул Григорий Кондоянаки. Архитектором А. К. Кольманом для его сына Ивана в 1858-1859 годах здесь был построен двухэтажный особняк в стиле барокко. В 1896 году участок вместе с особняком приобрела Варвара Петровна Кельх. Она была родом из очень богатой семьи купцов Базановых. Ее дед основал несколько компаний в Сибири, он владел золотыми приисками, пароходством, ему принадлежала компания по строительству железных дорог. Все семейное богатство унаследовала Варвара Петровна и ее мать. Вместе с матерью Варвара Петровна вела широкую благотворительную деятельность. На её пожертвования учреждались стипендии, строились приюты и больницы.
В 1892 году Варвара Петровна вышла замуж за небогатого дворянина Николая Фердинандовича Кельх, через два года он умер. В 1894 году Варвара Петровна вышла замуж за его младшего брата Александра Фердинандовича Кельх. Александр и Николай приветствуют нас на входе в особняк. Николай в погребальном покрывале на голове.
Чета Кельхов решила перестроить купленный особняк. Проект нового дома был заказан архитекторам В. И. Шене и В. И. Чагину, оба они тогда учились в Императорской академии художеств в Петербурге. Старый особняк был снесен и на его фундаменте построили новый. Фасады всех особняков на Сергеевской улице были штукатурными, а фасад особняка Кельхов был отделан песчаником- по тем временам новым и редким материалом.
Фасад выполнен в стиле французского ренессанса. На фасаде присутствует датировка- архитекторы указали годы постройки особняка -1896-1897 .
Интересно то, что у особняка два фасада. Второй фасад, выходящий во двор выполнен в стиле готики. Автором готического фасада стал архитектор К. К. Шмидт. Он построил и дворовые флигели особняка. Работы велись в 1903 году.
Особняк небольшой, а внутри создается ощущение простора и величия. Архитекторы смогли обыграть небольшой объем пространства и визуально увеличили его. В особняке каждое помещение выполнено в своем стили: барокко, ренессанс, готика, модерн. Это дань тогдашней моде - историзму. В отделке использовались только натуральные материалы. Входя в особняк, сразу попадаешь в волшебный мир.
Потолок вестибюля оформлен арабесками, богатой лепниной, на полотне изображены две девушки. У одной из них в руке шиповник- символ счастья и благополучия. Другая держит ленту с надписью на латыни , означающую "здравствуй".
Крылатые драконы, львиные маски встречают нас на входе. Это стражи владельцев особняка, стерегущие их богатства.
Главным украшением любого особняка является парадная лестница. В особняке Кельха перед нами предстает царственная роскошь. Лестница была изготовлена в Москве в камнерезной мастерской Георгия Листа, о чем свидетельствует надпись на нижнем пьедестале лестницы. В Петербург она была привезена в специальном вагоне.
Лестницу украшают скульптуры- копии скульптур Кановы "Пробуждение" и «Венера Италийская». Скульптуры были заказаны во Флоренции. На полотнах изображен Неопалитанский залив и Везувий.
Роспись на потолке увеличивает объем. Сохранилась огромная люстра из позолоченной бронзы.
Кабинет хозяина особняка выполнен в стиле барокко. В отделке монограмма - АК. Отделка выполнена из орехового дерева. Потолок украшают листья, гирлянды, розетки. В отделке потолка присутствуют масонские символы- инструменты садовника и строителя. Какое отношение имел Александр Кельх к масонскому ордену не известно.
Камин изготовлен из лабродорита. Он изготовлен по образу камина, находящегося в одном из залов Ратуши в Брюгге (изготовлен в XVI в. Ланселотом Блонделем).
Белый зал особняка богато украшен композициями из цветов и инструментов. Очень красивый потолок. В зале люстра из золоченой бронзы, изготовленная на петербургской фабрике Штанге Лука.
Украшение белого зала- невероятный камин со скульптурной группой "Пробуждение весны". Он выполнен Марией Диллон- первой женщиной, ставшей профессиональным скульптором. Топка камина выполнена в виде мраморной раковины. Диллон работала над камином несколько лет. Работа велась во Флоренции. Позднее скульптор писала :"Жаль, что такая красота находится в частном доме и никто ее не видит".
Самое запоминающееся помещение особняка- готическая столовая. В интерьере использовалось ореховое дерево. Невероятное количество резных элементов: химеры, трубящие в рог, совы, орлы, драконы, грифоны и т.д. Рыцарский щит на камине держат олень и конь- символы силы, выносливости. Раньше на антресолях стоял орган (утрачен).
Чудом уцелели невероятно красивые витражи. Сохранилась надпись, которая указывает, что витражи были сделаны в мастерской Эрнста Теде в Риге. Люстры выполнены в виде ажурного обода. Таких интерьеров в России очень мало.
Семья Кельх была клиентом фирмы Фаберже, заказывала пасхальные яйца, столовые приборы, драгоценные украшения. С 1898 по 1904 год Александр Кельх заказывал на пасху для своей супруги пасхальные яйца, которые были прототипами к пасхальным яйцам из царской серии. Кельхи собрали коллекцию из семи яиц Фаберже. В 1905 году эту коллекцию Варвара Петровна забрала с собой во Францию. По одним данным она развелась м Николаем Кельхом, по другим- просто внезапно покинула Россию, оставив мужа и дочь.
В настоящее время в музеи Фаберже хранятся два пасхальных яйца Кельхов. Что интересно, это первое пасхальное яйцо "Курочка", приобретенное Александром Кельхом в 1898 году и последнее яйцо "Шантеклер", приобретенное им в 1904 году.
После отъезда Варвары Петровны особняк был заложен, а затем продан. Александр Кельх женился на портнихе, сменил веру (стал православным), уехал в Сибирь, затем вернулся, жил в Петербурге в коммуналке и торговал папиросами. В 1930 был репрессирован. Что с ним случилось дальше- не известно. Варвара Петровна поддерживала бывшего супруга, присылая регулярно деньги.
Особняк был национализирован. Некоторое время в особняке располагалась Школа экранного искусства.
С 1935 в здании был Дзержинский райком партии. В 1941 году в здание попала фугасная бомба. Был разрушен левый эркер (не восстановлен), безвозвратно были утрачены интерьеры особняка, находящиеся в левой части. До 1998 года особняк Кельха пустовал. В 1998 году здание передали юридическому факультету Петербургского университета. В 2010 году была проведена реставрация. В 2021 особняк передан Министерству Юстиции.
Адрес: улица Чайковского, дом 28.
Как попасть
На сегодняшний день есть несколько вариантов :
1. Проект "Открытый город"
2. Сообщество "Средиземноморье"
3. Сообщество "Культурная программа"
4. Фонд "Дворцы Санкт -Петербурга"
Если Вас заинтересовала моя статья, ставьте "лайк", подписывайтесь на мой канал.