Чем локальнее сюжет, тем он универсальнее. И лучше не объединять его с другими, пусть даже очень важными темами. Иначе, пострадает фильм.
Так и случилось с кинодрамой Педро Альмодовара "Параллельные матери" (2021). Поговорим о том, как великому провокатору, гениальному новатору сюжетных историй, отъявленному кинохулигану и ярому феминисту пришла в голову идея снять фильм о родителях и детях, об альтернативной любви, и об исторической памяти испанского народа. Да, вот так вот сразу - три в одном.
Испания, наши дни. Модный фотограф Дженис (Пенелопа Крус) знакомится на съёмках с антропологом Артуро (Исраэль Элехальде). Их деловые отношения стремительно переходят в формат близких. Сначала Дженис просит Артуро помочь ей с обретением останков её прадеда, убитого фалангистами во время гражданской войны в Испании и захороненного в братской могиле. Затем у них разгорается страстный роман.
Вскоре Дженис выясняет, что беременна. Артуро женат и развестись не может, поскольку его супруга больна и проходит курс химиотерапии. Дженис и не настаивает, она решает оставить ребёнка и воспитывать его одна.
В предродовой палате вместе с Дженис находится и несовершеннолетняя Анна (Милена Смит). Женщины много разговаривают, поддерживают друг друга, у них обеих одновременно рождаются девочки. Перед выпиской сблизившиеся Дженис и Анна обмениваются контактами, чтобы и дальше поддерживать связь.
Артуро навещает Дженис с малышкой, но отцовских чувств к девочке у него не возникает. Слишком смугленькая, с раскосыми глазками - "он не узнал её". Так и сказал. Дженис, очевидно, тоже что-то подобное чувствует и делает себе и дочке тест ДНК. Результат подтверждает её сомнения: они с Сесилией не мать с дочерью.
К слову сказать, в поведении Дженис ничего не меняется. Несмотря на шок, она продолжает любить свою малышку и заботиться о ней.
В то же время юная Анна привязывается к своей дочери Аните не меньше. Девушка забеременела в результате принуждения к половому акту, против своей воли. Разведённым родителям некогда было решать её проблемы, и Анна сама решает, что будет рожать. Её мать - актриса-неудачница - практически сразу после рождения внучки уезжает на гастроли.
Я думаю, что уже всем понятно, что женщинам по недосмотру персонала роддома перепутали детей.
Дженис собирается сообщить Анне о своих подозрениях, но не успевает: дочь Анны внезапно умирает во сне. И Дженис решает молчать. Вообще, именно эта героиня раз за разом оказывается на грани сложного морального выбора. Наблюдать за Дженис очень интересно.
Можно было бы и дальше продолжать развивать тему гротескных несчастий и досадных случайностей, с которыми сталкиваются обе героини. Но она так и не получает достаточной силы, чтобы заставить нас плакать, радоваться или изумляться. Да, девушки встретились, поболтали, выпили, поцеловались и переспали. У Альмодовара это происходит буквально через фильм, и мы привыкли к его однополой концепции.
Героини вместе живут, ведут хозяйство, занимаются малышкой Сесилией. Вот этот бы момент и начать раскручивать мэтру Альмодовару, постепенно подбираясь к истине. Но, судя по всему, режиссёру не ко времени пришла в голову идея свернуть драму о женской любви и материнстве.
Быстренько устроив сцену признания Дженис в сокрытии истины и не дав девочкам толком поплакать и поругаться, он попросту выпроваживает Анну за дверь вместе с её обретённой кровной дочерью. И всё как-то так наспех, скомканно...
Ни заламывания рук, ни рыданий, ни полиции, ни "да как ты могла". К чести Пенелопы Крус надо сказать, что она (посредством Дженис) вовсю старалась придать хоть какого-то драматизма ситуации. Молодец. Но вот Анна... Слабо, умеренно и неубедительно. Не так надо родных детей обретать.
Итак, в самый последний момент режиссёр умудряется развернуть центральную тему фильма - материнство - в сторону политической метафоры. И все наши герои, помирившись, дружно отправляются в родную деревню Дженис, где антрополог Артуро с коллегами будет производить раскопки массового захоронения невинных жертв репрессий времен гражданской войны.
Дело, бесспорно, важное и благородное. Немного непонятно только, почему жители деревни, мужчин из которой отвели на расстрел буквально за околицу, за семьдесят лет так и не откопали тела своих родных или, хотя бы, не установили им памятник на месте захоронения. Документ, подтвержающий факт и место расстрела, имелся в наличии в местной мэрии. Возможно, дело в испанских законах или менталитете, поэтому рассуждать на эту сложную тему не стоит. Не нам их судить. Нам лишь стоит понять людей, чьи близкие из-за политического курса страны оказались в общей могиле.
Но это не отменяет наших вопросов к режиссёру картины:
- Как фильм о подмене младенцев стал фильмом об исторической памяти народа, пострадавшего от гражданской войны?
- Зачем вы это сделали, мэтр?
- Где вы, наш прежний Педро Альмодовар?!
У вас же было достаточно материала на два полноценных фильма! Но вы, очевидно, сэкономили и соорудили один. И фильм этот, увы, получился проходным.
Картина имеет массу наград и номинаций. Смотреть её или нет - не знаю. Лучше посмотрите, вдруг я ошибаюсь. Тогда и обсудим.
А у меня на сегодня всё.
Читайте хорошее, смотрите лучшее.
И помните: лайк и отзыв - гарантия нашей взаимности.