Двухмесячные переговоры между Берлином и Дохой закончились в последних числах ноября подписанием контракта на поставку катарского сжиженного газа (СПГ) в Германию через американскую нефтяную компанию ConocoPhillips. Поставки газа с Северного месторождения, разведанные запасы которого составляют 51 трлн кубометров, начнутся в 2026 году и продлятся как минимум 15 лет. Это, между прочим, первый в Германии долгосрочный контракт на поставки СПГ.
Переговорщики очень старались и успели подписать соглашения к 5 декабря, дню, когда начали действовать ценовой потолок G7 и европейское эмбарго на российскую нефть. Оба этих «мероприятия», несомненно, еще больше сократят объемы российских углеводородов, поставляемых в Европу и, в первую очередь, если говорить о Германии, российского газа.
С другой стороны, раскрывается важный (по крайней мере, для Берлина) минус крупной сделки – 2 млн тонн СПГ из Катара начнут ежегодно поступать не в следующем году, когда он будет особенно нужен, а лишь через три года.
ConocoPhilips, по словам его главы Райана Ланса, будет играть роль посредника: американская компания будет покупать газ у QatarEnergy и отправлять его на СПГ-терминал в Брунсбюттеле, городке в северной земле Шлезвиг-Гольштейн, который сейчас строится.
Участие американской компании в этой крупной сделке, конечно, не случайность, пишет обозреватель Oil Price (ОР) Саймон Уоткинс. Во-первых, с точки зрения европейцев, оно свидетельствует о том, что Америка не позволит Европе вернуться в совсем еще недавние времена, когда почти весь континент и в особенности первая экономика – Германия очень сильно зависели от сначала советских, а затем и российских энергоносителей. Это, кстати, позволяет предположить, что в Вашингтоне постараются сорвать любые потенциально возможные сделки между Россией и европейскими странами.
Во-вторых, только теперь с точки зрения жителей Ближнего Востока, Вашингтон не собирается сидеть, сложа руки, и ждать, пока Китай покупает все необходимые энергоресурсы за счет как США, так и их союзников в Европе.
Между тем, влияние Пекина на Ближнем Востоке быстро нарастает. Ноябрьской сделке между QatarEnergy и China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec) о поставках 4 млн тонн СПГ в течение 27 лет предшествовали 10-летняя сделка в марте 2021 г. между Sinopec и Qatar Petroleum на поставку 2 млн тонн СПГ в год и сделка в декабре прошлого года между QatarEnergy и Guangdong Energy Group Natural Gas Co на поставку 1 млн тонн газа с 2024 по 34 годы, которая может быть продлена.
ConocoPhillips принадлежат 3,125% акций в проекте «Северное месторождение» и 6,25% в проекте «Северное-Южное месторождение», которые должны начать давать газ в 2026 и 27-м годах соответственно.
США, между прочим, по-прежнему сохраняют огромную базу ВВС в аль-Удейде на территории Катара, на которой находится штаб Центрального командования.
Между тем, ОР уже неоднократно писал, что поставки катарского СПГ в Европу не компенсируют потерю российского газа. В прошлом году только одна ФРГ купила у России 142 млрд м³ газа, на 6,4% меньше, чем в 20-м году, или в среднем по 12 млрд м³ в месяц. В декабре 2021 года поставки трубного газа из России составили почти треть (32%) от всего газового импорта Германии в последнем месяце года.
Теперь Германии и Европе в целом необходимо «закрыть» три года, оставшиеся до начала действия контракта (2026 и 27 гг.) с Катаром газом от других поставщиков. Не так давно канцлер Шольц с министром экономики и энергетики Робертом Хабеком ездили явно за газом на Ближний Восток: в Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и опять же Катар. Немецкая энергетическая компания RWE подписала контракт с эмиратовской компанией Abu Dhabi National Oil Company (ADNOC) на поставку газа в конце 2022 года. По данным СМИ ОАЭ, ADNOC отправит несколько газовозов немецким компаниям и в 2023 году.
Франция и Италия тоже не сидят, сложа руки. Eny недавно сообщила о встрече своего главы Клаудио Дескальци с коллегой из ADNOC Султаном аль-Джабером, на которой обсуждалось ускорение совместной работы на двух проектах: Ghasha и Offshore Block 2.
Особенно активно действует TotalEnergies, недавно подписавший меморандум о сотрудничестве с ADNOC во многих сферах.