Автор - Koren'2 #
6 ноября Политбюро ЦК КПК провело совещание по анализу и планированию экономической деятельности в следующем году.
Предполагается, что общим тоном экономической работы в следующем году по-прежнему будет "достижение прогресса при сохранении стабильности" — это выражение используется уже 12 лет, начиная с 2011 года. Однако на этот раз официальный релиз демонстрирует упор на прогресс, или, другими словами, существует сильное чувство безотлагательности действий.
Будь то "три стабильности" (стабильный рост, стабильная занятость, стабильные цены), или "четыре смелости" (пусть кадры осмелятся действовать, местные власти осмелятся рисковать, предприятия осмелятся действовать, а массы осмелятся взять на себя инициативу), или призыв к практической реализации "двух абсолютов" – все это четко передает рынку решимость и уверенность правительства в стабилизации экономики.
Эти решимость и уверенность видны и в конкретной политике, особенно в фискальной и монетарной. По сравнению с предыдущими двумя годами, на этом заседании Политбюро было предложено, чтобы активная фискальная политика была "усилена для повышения эффективности", а осторожная монетарная политика должна быть "точной и мощной".
По словам Лянь Пина (连平), директора Института инвестиционных исследований Чжисинь, в следующем году будет повышен уровень дефицита бюджета и квота на облигации специального назначения местных органов власти, что продолжит играть роль инвестиций в инфраструктуру для стимулирования роста спроса. Что касается монетарного аспекта, то при необходимости может быть осуществлено несколько большее снижение RRR и процентных ставок.
Чжан Бинь (张斌), заместитель директора Института мировой экономики и политики Китайской академии общественных наук, также считает, что "три стабильности" больше фокусируются на основных противоречиях текущей макроэкономики. Нынешний же уровень инфляции низок, а пространство для увеличения долга большое, поэтому упоминание на совещании "сильной" фискальной политики и "мощной" монетарной очень своевременны.
Какие отличия будут между Китаем, Европой и США в следующем году?
Прошедшее заседание Политбюро является важной встречей перед ежегодной Центральной рабочей конференции по экономике в конце декабря. Оно предвещает дух предстоящей Центральной рабочей конференции по экономике и указывает направление экономической работы в следующем году.
Хотя на встрече мало говорилось о рисках и проблемах, с которыми предстоит столкнуться в следующем году, однако, по мнению Лянь Пина, экономический рост по прежнему будет сталкиваться с большим внутренним и внешним давлением, мешающим вернуться в разумные пределы в 2023 году. Международные геополитические потрясения усилились, инфляция в основных экономиках показывает большую устойчивость, давление на мировую экономику также растет, а Европа и США могут впасть в рецессию. С ослаблением внешнего спроса вклад экспорта в экономику ослабнет, и Китай будет больше полагаться на внутренний спрос для стимулирования экономического роста. Оптимизация противоэпидемической политики сделала перспективу восстановления потребительского спроса очевидной, и ожидается, что в следующем году потребление станет главным фактором экономического роста.
"Однако риск краткосрочного эпидемического подъема все еще нельзя исключать, и уверенность участников рынка необходимо срочно повышать", - также сказал Лянь Пин, добавив, что "хотя ожидается, что рынок недвижимости достигнет дна и стабилизируется, восстановление может быть медленным, и давление, направленное на стабилизацию экономического роста, все еще немалое".
Кроме того, Лянь Пин также подчеркнул, что любая "стабильность" предполагает отсутствие системных рисков, поэтому предотвращение и смягчение основных рисков является главным приоритетом экономической работы. На заседании Политбюро была еще раз подчеркнута важность "недопущения возникновения системных рисков".
Что касается макроэкономических тенденций следующего года, то Дэн Тай (滕泰) , президент Института новой экономики Ванбо, считает, что текущие потенциальные темпы роста экономики Китая обычно превышают 6%, а учитывая текущую ситуацию с оптимизацией противоэпидемической политики в сочетании с эффективными мерами по стабилизации роста экономики, фактические темпы роста превысят 6%. Например, "Новые десять правил по оптимизации профилактики эпидемией и борьбы с ними", введенные 7 декабря, приведут к быстрому возвращению потребления и производственной деятельности на более высокий уровень.
Однако, учитывая возможные рецидивы эпидемии, нецелесообразно устанавливать слишком высокие цели. "Поэтому мы прогнозируем, что целевой показатель экономического роста Китая в следующем году, скорее всего, будет установлен на уровне от 5% до 5,5%. Такой показатель не только будет способствовать осуществлению планов, но и не станет излишне радикальным решением, и его вполне можно будет достигнуть упорным трудом", - сказал Дэн Тай.
В глобальном масштабе уровень инфляции в Европе и США ускорит свое снижение. Однако из-за чрезмерного повышения процентных ставок в Европе и США на начальном этапе США вступили в мягкую рецессию, и темпы роста ее экономики, вероятно, будут ниже 1%, в то время как для европейской экономики высока вероятность вступления в рецессию. Дэн Тай считает, что в следующем году тенденции экономики Китая будет по-прежнему более четко отличаться от динамики Европы и США: в последние два года Европа и США переживали инфляцию, а экономика Китая – спад, в следующем году европейская и американская экономики, скорее всего, перейдут от инфляции к рецессии, а Китай начнет переход от экономического спада к новому восстановлению.
Чжан Бинь, заместитель директора Института мировой экономики и политики Китайской академии общественных наук, также сказал, что целевой показатель экономического роста на следующий год должен составлять 5-5,5%, и что в настоящее время необходима более активная политика поддержки.
Что нового в новых формулировках?
На заседании Центрального политбюро было предложено "усилить и сделать более эффективной" активную фискальную политику и "точной и мощной" осторожную монетарную политику. В предыдущие годы больше внимания уделялось "гибкости", "разумности" и "умеренности". Например, лейтмотивом заседания Политбюро и Центральной рабочей конференции по экономике в декабре прошлого года было: " Упреждающая фискальная политика должна повышать эффективность и уделять больше внимания точности и устойчивости. Стабильная денежно-кредитная политика должна быть гибкой и умеренной, и поддерживать разумную и достаточную ликвидность".
Что касается новой формулировки, Лянь Пин считает, что для следующего года все еще сохраняется неопределенность, вызванная эпидемическим шоком, а экономический спад в некоторых зарубежных странах также может сформировать определенный тормоз для увеличения спроса в Китае. Учитывая, что уровень государственного долга Китая и уровень макроэкономического левериджа все еще находятся в хорошем состоянии, существует надежная основа и условия для продолжения проведения активной фискальной политики.
Что касается конкретных показателей фискальной политики, Лянь Пин прогнозирует, что величину дефицита бюжэета, возможно, придется поднять до уровня 3,2% или даже выше, при этом общий уровень дефицита не будет ниже 2022 г., а квота на облигации специального назначения местных правительств может быть установлена на уровне более 3,5 трлн. юаней, чтобы продолжать играть роль инфраструктурных инвестиций в стимулировании роста спроса.
Что касается денежно-кредитной политики, Лянь Пин считает, что в следующем году повышение процентных ставок в основных развитых странах может замедлиться, а импортируемое инфляционное давление постепенно ослабнет, внутренние цены в целом будут относительно стабильными, возможности для более мягкой корректировки денежно-кредитной политики в Китае будут увеличиваться. В то же время, расширение внутреннего спроса по-прежнему требует стабильной денежно-кредитной политики, точной и мощной, при необходимости может быть проведено несколько большее снижение RRR и процентных ставок.
Но в то же время Лянь Пин также упомянул, что, хотя текущее расширение спроса в основном ограничено вмешательством эпидемии и недостаточным потреблением, инвестиции по-прежнему сохраняют сильную динамику роста; поскольку эпидемия эффективно контролируется, макроэкономическая политика продолжает действовать, и экономика имеет возможность постепенно стабилизироваться и восстановиться. Следовательно, нет необходимости в денежно-кредитной политике для реализации сверхмасштабных программ стимулирования. История показала, что экстраординарное стимулирование, часто не имеющее адресной направленности, приведет к значительному накоплению рисков.
По мнению Дэн Тая, денежно-кредитная политика должна в первую очередь обеспечить достаточный уровень ликвидности реальной экономики. С 2020 года, перед лицом воздействия эпидемии, причина, по которой Китай не пошел на резкое снижение процентных ставок, включает много факторов: от предотвращения пузырей на фондовом рынке, снижения обменного курса юаня, инфляции и до, конечно же, стабилизации роста. Таким образом, денежно-кредитная политика сохраняла относительно нейтральный тон в течение последних нескольких лет в совокупности с необходимостью решения нескольких задач.
Но перед лицом острой необходимости стабилизировать рост и занятость в 2023 году, Дэн Тай подчеркнул, что RRR и процентная ставка должны быть снижены. "В целом, в настоящее время в Китае нет серьезной инфляции, а скорее есть риск дефляции, поскольку экономический рост в этом году ожидается всего лишь на уровне 3,2%, в то время как ИПЦ примерно на уровне 2,1%, а базовый ИПЦ (примечание: без учета цен на товары и продукты, на которые сильно влияют сезонные факторы) – около 0,6%, а в октябре индекс цен производителей уже был отрицательным", — сказал Тэн Тай.
9 ноября Национальное бюро статистики опубликовало данные по индексам CPI и PPI за ноябрь, при этом индекс PPI в ноябре составил минус 1,3% в годовом исчислении, второй месяц подряд демонстрируя отрицательный рост.
График динамики ИПЦ с ноября прошлого года по ноябрь этого года
График динамики цен производителей с ноября прошлого года по ноябрь этого года
По мнению Чжан Биня, эта корректировка формулировки показывает, что между приоритетами монетарной и фискальной политики будет искаться компромисс. Ранее разговор шел о "шести стабильностях" (стабильная занятость, стабильные финансы, стабильная внешняя торговля, стабильные иностранные инвестиции, стабильные инвестиции и стабильные ожидания), но на этом совещании участники сосредоточились на обеспечении "стабильного роста, стабильной занятости и стабильных цен".
Кроме того, Чжан Бинь считает, что, хотя в прошлом мы часто говорили о контрциклах, на самом деле их интенсивность была относительно небольшой. Темпы роста бюджетных расходов более процикличны, чем контрцикличны. Темпы роста наших общих фискальных (государственный бюджет + государственные фонды) расходов за последние три года скорее снизились, чем увеличились по сравнению с доэпидемическим периодом. "Но у нас есть много возможностей для долговых обязательств, потому что уровень инфляции у нас относительно низкий, внешних ограничений мало, и у нас есть все возможности для увеличения бюджетных расходов".
Что касается денежно-кредитной политики, Чжан Бинь сказал, что в 2015 году курс юаня за год снизился на 185 базисных пунктов, но после эпидемии экономический спад был намного хуже, чем раньше, при этом курс снизился всего на 55 базисных пунктов, что, очевидно, намного слабее, поэтому уместно называть монетарную политику "сильной".
Что касается того, как можно "сделать более эффективной" фискальную политику, Лу Чжэ (芦哲), главный экономист Tebon Securities, сказал, что фискальная политика в следующем году может быть усилена за счет увеличения финансирования государственных облигаций, дополнительных финансовых инструментов политики развития, продолжения использования специальных облигаций, перенесенные с прошлых лет, и другие методы, улучшая и оптимизируя структуру расходов.
Лу Чжэ сказал, что переход от "гибкого и умеренного" к "точному и мощному" также требует "усиления координации и сотрудничества различных политик". Денежно-кредитная политика в следующем году может сохранить операционные характеристики политики, действовавшей с 2020 по 2022 год, на основе ряда специальных рекредитов с низкой процентной ставкой, направляемых на "зеленые" инвестиции, инклюзивные малые и микропредприятия, высокотехнологичное производство и технологические инновации, содействовать реализации проектов и постепенно расширять масштаб. С другой стороны, структурное рефинансирование может быть своевременно добавлено для областей с потенциалом структурного роста, таких как реконструкция старых городских районов, новая урбанизация, жилищное потребление и другие отрасли с высокими процентными ставками, чтобы использовать структурные возможности для экономического роста.
7 декабря Главное таможенное управление опубликовало данные о внешней торговле товарами Китая за ноябрь. В юанях за период с января по ноябрь 2022 года общий объем импорта и экспорта увеличился на 8,6% в годовом исчислении (при этом экспорт вырос на 11,9%). Для сравнения, в период с января по октябрь рост был 9,5% (13% для экспорта), а с января по сентябрь – 9,9% (13,8% для экспорта).
По мнению Дэн Тая, с точки зрения совокупного спроса вклад экспорта в экономику сократится. С октября текущего года темпы роста экспорта, выраженного в долларах США, отрицательные, однако, согласно нашим исследованиям за последние 20 лет, нет заметной связи между изменениями экспорта Китая и колебаниями обменного курса юаня. В то же время имеется прямая связь с изменением спроса в Европе и США. Поскольку риск рецессии в Европе и Соединенных Штатах увеличивается, а спрос сокращается, прогнозы экспорта Китая не выглядят оптимистичными.
Однако с оптимизацией политики профилактики и борьбы с эпидемиями провинции Цзянсу, Чжэцзян, Гуандун, Сычуань и другие места начали организовывать правительственные и корпоративные группы, а также фрахтовать чартерные рейсы для поездок за границу, чтобы осуществлять поддержку клиентов и получать новые заказы. Например, по сообщению издания Zhejiang Daily, город Цзясин запланировал отправить уже более 80 торговых и инвестиционных групп до конца следующего года, при этом только в декабре пять подобных групп покинули страну для переговоров.
Политбюро также подчеркнуло на этом заседании, что необходимо упорно трудиться и стимулировать предпринимательскую активность всего общества, чтобы чиновники имели осмелились действовать, местные органы власти осмелились действовать, предприятия осмелились действовать, а массы осмелились проявлять инициативу.
Последовательное использование четырех слов "смелость" подчеркивает, что центральное правительство стремится поощрить и побудить действовать все отрасли, департаменты и регионы, пострадавшие от эпидемии. Эти слова предусматривают не только стабилизацию внешней торговли и экспорта, но и говорят о стимулировании потребления и инвестиций.
Заседание Политбюро предложило приложить усилия для расширения внутреннего спроса и в полной мере использовать базовую роль потребления и ключевую роль инвестиций.
В последние годы доля потребления в экономическом росте Китая составляла около 65%. Поэтому стабилизация потребления способна стабилизировать экономику в целом.
Лянь Пин считает, что за время эпидемии объемы сбережений домохозяйств увеличились, поэтому со стороны спроса еще есть много возможностей для увеличения потребления.
Во-первых, правительство может помочь "стабилизировать занятость" и "гарантировать доходы", взяв на себя часть затрат на рабочую силу. Например, для предприятий, которые сильно пострадали от эпидемии, они могут рассмотреть возможность введения временной политики субсидирования заработной платы для работников, а также могут временно повысить минимальную заработную плату и величину пособия по безработице.
Во-вторых, на институциональном уровне способствовать рационализации индивидуальных кредитных льгот. Банки должны оказывать поддержку и строго соблюдать требования о предоставлении льготных кредитов лицам, имеющим на это право, включая группы, которые, даже если они могут обойтись без них, по-прежнему хотят получать такие льготы, причем эта политика может быть распространена также на аренду жилья.
В-третьих, необходимо усилить поддержку стимулирования потребительского спроса населения. Масштабы выдачи потребительских ваучеров могут быть расширены, а их распространение может быть более диверсифицировано. Например, можно распределять их несколькими партиями в зависимости от индивидуальных потребностей и эластичности доходов различных групп населения.
Чжан Бинь, со своей стороны, считает, что потребление в значительной степени является результатом. Раздача потребительских ваучеров может не сильно помочь с точки зрения масштабов. Для стимулирования потребления есть только два способа. Первый – снизить долговые издержки домохозяйств, в частности процентные ставки по ипотечным кредитам. Тут нужно все хорошенько обсудить и взвесить, но, конечно, лучше снизить процентные ставки в широком смысле. Второе – увеличить доходы, что в основном зависит от роста инвестиций. Исходя из исторического опыта, инвестиции и потребление, включая доходы работников, а также рынок труда напрямую связаны между собой, при этом само по себе стимулирование инвестиций также может способствовать росту доходов резидентского сектора и стимулированию потребления.
В настоящее время инвестиционный сектор также демонстрирует признаки восстановления. Издание Securities Times обращает внимание на важный маркер, которым являются продажи экскаваторов. Этот маркер, дает представление об изменении важных экономических данных, таких как инвестиции в основной капитал, и указывает сейчас на возобновление строительства отечественной инфраструктуры. Объемы продаж экскаваторов на внутреннем рынке начали расти с сентября и этот рост продолжается уже 3 месяца подряд. С августа по ноябрь 2022 года продажи экскаваторов на внутреннем рынке составили 9 096, 10 520, 11 350 и 14 398 единиц соответственно, месячный рост с сентября по ноябрь составил 15,66%, 7,89% и 26,85% соответственно.
Чжан Бинь считает, что строительство инфраструктуры дает очень много возможностей для инвестиций, особенно для современных городских агломераций, что предполагает развития многих социальных направлений, таких как образование, медицинское обслуживание, озеленение городов и т. д. "Основной принцип, я считаю, что инфраструктура приносит пользу людям и предприятиям, что в свою очередь дает социальные выгоды, которые могут привести к расширению городов и косвенным выгодам. Потенциал мегаполисов довольно велик".
Планируя экономическую работу на следующий год, заседание Политбюро дало понять, что следующий год станет первым годом, когда будет полностью реализован дух XX Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. Таким образом, это заседание Политбюро рассмотрело не только вопрос экономического развития на следующий год, но и заложило основу качественного развития на ближайшие пять лет.
Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).