Найти в Дзене
Версии жизни

Фильм "Пелевин": биография через замочную скважину

В соседнем с моим домом кинотеатре быстро подсуетились и включили в афишу фильм о писателе Викторе Пелевине. Не удержать слез от такого роскошного подарка к 60-летию человека, которого даже близкие друзья не видели десятилетие. Впрочем, что тут такого, имеет право скрыться, книги то выходят регулярно. Мы их читаем, бурно и не очень обсуждаем в своей тусовке, но про тайны в биографии все равно узнать хочется. Фильм их преподнес, через замочную скважину мы узнали и про «подлого» ученика (не знаю зачем), и про мухоморы с поганками и про ретрит молчания в Китае. Не буду множить сказки, мне больше понравилось про то, что Виктор Олегович Пелевин был в МЭИ очень приличным студентом, получал Ленинскую стипендию, которую за красивые глаза не давали, и как все умницы на ведущую кафедру после экзаменов был зачислен аспирантом. И тут судьба вмешалась, вспомните рассказ «Числа» - увела будущего ученого прямиком в Литературный институт. Через год или два произошел «отрыв» от учебного заведения со
Оглавление

В соседнем с моим домом кинотеатре быстро подсуетились и включили в афишу фильм о писателе Викторе Пелевине. Не удержать слез от такого роскошного подарка к 60-летию человека, которого даже близкие друзья не видели десятилетие. Впрочем, что тут такого, имеет право скрыться, книги то выходят регулярно. Мы их читаем, бурно и не очень обсуждаем в своей тусовке, но про тайны в биографии все равно узнать хочется. Фильм их преподнес, через замочную скважину мы узнали и про «подлого» ученика (не знаю зачем), и про мухоморы с поганками и про ретрит молчания в Китае.

Не буду множить сказки, мне больше понравилось про то, что Виктор Олегович Пелевин был в МЭИ очень приличным студентом, получал Ленинскую стипендию, которую за красивые глаза не давали, и как все умницы на ведущую кафедру после экзаменов был зачислен аспирантом. И тут судьба вмешалась, вспомните рассказ «Числа» - увела будущего ученого прямиком в Литературный институт. Через год или два произошел «отрыв» от учебного заведения состоявшегося молодого писателя. Его

библиография нам сейчас хорошо известна, 19 романов и бессчетное количество повестей и рассказов. Лучшая книга «Generation П», по словам ведущей фильма и литерного критика Галины Юзефович, была написана в 1999 году (магия, однако - 3 девятки) и сейчас читается с неизменным успехом. Больше фанатов по моим подсчетам среди первых читателей, изданных в известном в ту пору издательстве «Вагриус» таких шедевров, как «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

Талант писателя не тайна

Родился Виктор в Москве в коммуналке на Тверской, где провел все школьные годы, в его институтские времена семья переехала в новостройку в Черкизово, где у него была своя комната и своя особая жизнь. Из 60 лет жизни наш современник большую часть прожил в скрытом от чужих глаз конструкте внутреннего мира, к литературе отношения не имеющем. На первый взгляд. Откуда же тогда в его фантастические произведения на белом коне приехали буддисты и наркотическая нирвана, трансгуманизм, Зеленая эра и Доброе государство будущего? Вестимо, из России, где он прожил большую часть жизни. Или из Китая, где годами ездил по даосским и буддистским монастырям или из других неведомых краев, где он шифруется и скрывается, уклоняясь от общения. Фильм ответа, где живет Пелевин, не дает. Его пространство – мир творчества, вдохновения и таланта.

А творчество, как замечает Вадим Левенталь, «составляет максимально точный, максимально подробный портрет страны и времени». Писатель объединяет пространство эпохи и литературы здесь и сейчас, неподражаемо изображая в своих героях – тебя, меня, себя в любом издании и под разными интригующими названиями «Священная книга оборотня», «SNUFF» и далее по списку, и это не кидалово, и не искусственный интеллект и не группа литературных негров. Все эти мифы в фильме признаны несостоятельными, приведены данные научных исследований, которые подтверждают несомненное авторство одного человека на дереве лингвистики. Да и режиссер Родион Чепель, который сыграл анимационный образ писателя, настроен на другую волну. Субъективизма в фильме хватает, да и как иначе – единого мнения о писателях и их произведениях не бывает.

Анимация, безусловно, документальный фильм скрасила, внесли особый вклад в создание узнаваемого образа героя – Виктора Олеговича Пелевина друзья детства, приятели из института, китаист Бронислав Виногродский, редакторы Алена Долецкая и Ольга Асминова. Мастерство писателя и созданные романы – это и есть его биография. И мы Виктору Пелевину за это благодарны.

Мир будущего в романах

Взращенный в предыдущей книге «Трансгуманизм» мир будущего в новом романе «KGBT» более экстравагантен, так как имеет прямое отношение к шоу бизнесу и эстетике авторской песни. Правда, развитие сюжета движется отнюдь не по облегченному варианту дороги, а по проселочной колее. В привычном понимании слова роман закручивается вокруг одного персонажа, в разных его воплощениях на тернистом пути к просветлению. «Вбойщик и автор классических стримов известен всей планете как титан перфоманса и духа, - говорится в редакционной статье, - он подробно рассказывает историю создания своих шедевров м комментирует сложные факты своей биографии, включая убийства, покушения и почти вековую отсидку в баночной тюрьме».

-2

Знатоки утверждают, что в образе героя воплотились черты Рэпп-баттла Славы КПСС и Оксимирона, а в окружающих его сообществах через очки буддизма явно проглядывают черты современности. Причем, приметы времени настолько тревожны и даже бьют в набат, что невольно вздрагиваешь от предчувствия. Но автор от действительности отдаляется, заявляя, что «описанные в книге люди, баночно-мозговые сущности, события и обстоятельства – вымышлены. Любая попытка обнаружить в книге какие-то намеки является рептильной проекцией антинародного ума и подсознательным вредительством». Не обольщайтесь, Пелевин известный мастер писать тайные постскриптумы, будем ждать августа, когда к читателям в течение десятилетия традиционно приходит новый роман.