Президент Путин подписал Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 498-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Нет, не беспокойтесь, с вашими правами, установленными Конституцией Российской Федерации, ничего не случится, они остались прежними, вот только реализовать их будет непросто.
Хочу напомнить, что речь пойдёт о том, что «публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция». Подчеркнём: мирная, доступная каждому акция, на которой в соответствии с Конституцией гражданин свободной России имеет право высказать свободно своё мнение по важному для него вопросу.
Теперь эту акцию можно проводить, если она состоится не в зданиях органов публичной власти и на прилегающих к ним территориях, не у аэропортов, железнодорожных и автомобильных вокзалов, портов, не в зданиях и на территории вузов, школ и больниц, организаций социальной защиты, не у детских и спортивных площадок, у церквей и (вот интересно) там, где расположены другие сооружения (а какие другие, решат уже сами власти). Нельзя проводить публичные мероприятия там, где находятся объекты, обеспечивающие функционирование электрических, тепловых, водопроводных и газовых сетей (то есть любой распределительный щит может остановить любой пикет – опасно, и всё тут! Мимо пройти можно, а с плакатом – нельзя!)
Законом предусмотрено, что регионы могут дополнительно вводить собственные запретымест собраний.
Ранее законодательством было запрещено проводить митинги лишь у зданий резиденций главы государства, судов, экстренных оперативных служб и учреждений ФСИН, причём есть удивительный прецедент: в 2019 г. жители Сыктывкара (Коми республика) пожаловались в Конституционный суд, что им запретили провести митинг у здания администрации Сыктывкара с требованием наладить работу городского транспорта – КС принял решение, что этот запрет незаконный, потому что этот запрет означает, по сути, «введение непреодолимого барьера для реализации на территории Республики Коми права на свободу мирных собраний вблизи любых органов региональной и муниципальной власти, а также любых республиканских государственных учреждений».
То есть в 2019 г. митинговать у здания администрации Конституционный суд разрешил! А теперь уже нельзя!
Интересно, отреагирует ли высокий суд на полный запрет любых митингов у здания органов любой власти – не только Госдумы, но и у здания районной администрации Ёлкинского района Палкинской области? Или всё, теперь ничего нельзя!?
Так где можно? А там, где проводили свои собрания большевики до 1917 года: в лесу, на опушке, на лужайке у речки...
Кстати, власть помнит, чем это кончилось?