Для чего Бог сотворил человека? Есть ли какая-то причина? Сегодня этот вопрос возникает у самых разных людей. В этой статье мы попробуем найти ответ.
По мнению отцов Церкви, одной из причин сотворения человека является Божественная доброта. Такую причину сотворения человека выдвигает святитель Григорий Богослов. По мысли святого, доброте несвойственно пребывать только в самой себе, она должна на кого-то распространяться. Поэтому Господь творит мир и человека для того, чтобы сделать их участниками Своей безграничной доброты и милосердия.
Нельзя сказать, что Бог сотворил мир и человека по причине некого одиночества. Правильнее считать: Господь создал человека в соответствии с вечным, непостижимым Божественным Промыслом, по Своей великой доброте, чтобы человек пользовался Его благодеяниями. Господь сотворил человека, чтобы он через прославление Бога получил вечное блаженство.
В творениях святых отцов указывается еще одна причина появления человека. Её суть заключается в желании Бога сотворить человека для Самого Себя. Об этом свидетельствует Священное Писание: Всё сделал Господь ради Себя (Притч. 16:4), Бог — Тот, для Которого всё (Евр. 2:10). Также блаженный Августин, обращаясь к Богу, пишет: «Ты создал нас для Себя». Однако эту причину нельзя рассматривать в связи с человеческим опытом или сложившимися представлениями о взаимоотношениях между людьми. Обычно под словами «для себя», «ради себя» понимается подчинительная связь объекта субъекту, исключающая свободу подчиненной личности. Бог, совершенный во всем, сотворил человека совершенно, то есть наилучшим образом. Человек, в соответствии с Божественным Промыслом о себе, уподобляется абсолютному совершенству и живет ради Бога.
Из знания о Боге можно установить ещё одну причину сотворения человека – Божественную любовь. Господь сотворил человека для того, чтобы он был объектом Его любви. Бог хотел, чтобы человек разделил с Ним радость бытия. Истинная любовь не может быть замкнута сама в себе, она как бы от избытка изливается на других. А Бог есть совершенная непостижимая любовь, и именно поэтому Он сотворил человека.
И еще одна важная причина – желание Бога сотворить человека с целью проявления Своей Божественной силы и славы. Эту мысль подтверждает святой Иустин Мученик. Он пишет: «Бог создал мир для проявления Своего Божественного могущества». Это же отмечает и святитель Феофил Антиохийский: «Все произвел Бог из небытия в бытие, чтобы из творений познаваемо и уразумеваемо было Его величие».
Бог сотворил человека свободным. Человек сам мог выбрать: быть ему с Богом или нет. Первые люди Адам и Ева повелись на ложные ориентиры диавола и отошли от Бога. Именно поэтому человек получил страдания, смерть, природные катаклизмы и разрушения. Бог не творил человека для страданий. Их человек выбирает сам, придаваясь греху, тем самым нарушая Божественный замысел о человеке.