Недавно в столице завершилась книжная ярмарка Non/fction, на которой выступал Захар Прилепин. Несмотря на то, что Захар рассказывал о Михаиле Шолохове, в своем рассказе он не смог обойтись без Татьяны Толстой и снова упомянул ее в критическом ключе. Прилепин вспомнил, как в старом рассказе сорокалетней давности писательница ругала «Поднятую целину»:
- Писала про «каких-то там подслеповатых Щукарей» и всю вот эту ерунду, которую их заставляли учить в советской школе, в то время, как нормальные школьники хотели про капиталистов, сумочки и богему, - сказал Захар.
Таким образом писатель очень мягко упрекнул Татьяну Никитичну в незнании исторического и литературного контекста и в целом в неумении отличить божий дар от яичницы.
Комично, учитывая, что практически в том же самом из раза в раз упрекает Толстая самого Захара. Писательница не раз называла Прилепина талантливым, но необразованным человеком, у которого к тому же нет литературного вкуса.
По сути, недавнее упоминание Толстой было эдакой «ответкой» от Захара.
Эта заочная перепалка друг с другом длится уже довольно долго.
Но какая кошка между ними пробежала?
«Он первый начал»
Можно предположить, что нелюбовь началась с передачи «Школа Злословия», где язвительная Татьяна Никитична со многими попортила отношения. Действительно, 13 лет назад Прилепин участвовал в передаче, но, на удивление, выпуск прошел мирно. Дуня так и вовсе рассыпала комплименты и даже призналась, что заплакала над некоторыми страницами романа «Санькя», так хорошо они были написаны. Толстая в той передаче выступала мало, да и то, попытки вставить слово были пресечены Авдотьей. «Так вы же не читали ничего, кроме «Саньки», - махнула рукой Дуня, - вот и сидите, рассказывайте про свою Америку».
Удивительно, что к моменту благостного интервью, если верить Татьяне Толстой, их отношения с Захаром уже накалились, и Толстая писала про Захара издевательские вещи.
- Он первый начал, - пожаловалась Татьяна Никитична во время выступления в «Гнезде глухаря» в 2019 году. - До того, как мы приглашали его в «ШЗ», он писал какие-то против меня статьи, из которых следовало, что золотая молодежь, либералы и я - это зло.
Найти это высказывание Захара нам не удалось. Зато обнаружились воспоминания о первой встрече двух писателей, которая, судя по всему, произошла незадолго до съемок «Школы злословия» накануне столетней годовщины со дня смерти Льва Толстого.
Немецкий режиссер планировал снимать фильм о Толстом, для чего пригласил писателей в «Ясную поляну». Видимо, там произошел конфликт, потому что сценарий совсем не понравился Татьяне Никитичне, и она решила не следовать ему. Толстую поддержал Андрей Битов. А вот Захар к коалиции не примкнул.
«Мне что написали, я то и произнесу», - ответил Прилепин на предложение саботировать сценарий.
Это удивило Толстую: «Все-таки писатель не должен склоняться к тому, чтобы произносить чужой сценарий какого-то там немца», - рассудила она.
Почему Горький и Леонов - это плохо?
Но несмотря на то, что эта история известна из пересказа самой Татьяны Никитичны, даже она не выглядит достаточным основанием для глобальной нелюбви. Как, впрочем, не выглядят обоснованными и другие придирки:
«Совсем необразованный. И с дурным литературным вкусом. У него любимый писатель - Леонов, такой тяжеловесно-вычурный. Горького любит. Горький тоже ведь гигантского таланта, но с дурным вкусом», - говорила писательница на той же встрече в «Гнезде глухаря», впрочем, никак не объясняя, чем плохи Горький и Леонов и в чем именно заключается необразованность Прилепина, написавшего, к слову, уже несколько биографических книг известных писателей.
Правда, этих книг Татьяна Никитична так и не прочла. Как признается сама, она знакома только с романом «Санькя». Книгу прочла с интересом: «Там пролетарии изображены, не интеллигенты... он не знает интеллигенции и поэтому читать интересно. То, что делается в темном мозгу пролетария, плохо управляющего собою - мы не знаем...»
Однако несмотря на это, с годами претензии к «Саньке» только накопились.
Однажды Толстая заметила, что в романе неправильно употребляется слово «гардина»: автор использовал его в значении «палка, на которую вешают шторы», в то время как гардина - это штора. В другой раз писательница популярно объяснила, за что ей неприятен главный герой единственной прочитанной ею книги Прилепина:
«У него этот Санькя заходит в магазин, а там 25 сортов колбасы, и он от гнева дурной кровью наливается. Что тут можно сказать...»
По мнению Толстой, писатель должен оберегать людей от имплантированного в них желания уничтожить, а не воспевать это желание:
«Античные герои если что-то крушат - то делают нечто очистительное, уничтожают зло. А здесь герой увидел 25 сортов колбасы, вышел во двор и стал крушить «Тойоту» покупателя. Хоть стой, хоть падай».
По мнению Толстой, именно это стремление разрушило всю античную цивилизацию. В целом, доподлинно понять причины взаимной неприязни сложно. Оба писатели, оба известные, оба имеют своих читателей. Возможно, дело в разнице писательского видения. На недавней встрече в Гостином дворе Прилепин сказал так:
«Для меня литературный талант - это умение создать человеческие типажи, которые впоследствии становятся типическими объяснениями национальных персонажей: это бравый солдат Швейк, Шерлок Холмс, дед Щукарь, беспрецедентный персонаж, который впечатывается намертво в сознание».
Иное говорит Толстая: «Если сказать о литературном таланте - то это умение с помощью слов строить и пустоты миры и наделять их какими-то смыслами».