Бывает такая ситуация, что некоторое время ребенок с удовольствием посещает школу, занимается на дополнительных кружках и секциях, у него все вроде получается и вы видите, что он с удовольствием делает уроки и собирается в школу! А потом как-будто в одночасье ему вдруг перестает нравится учиться и ребенок уже входит в состояние серьезного протеста и сообщает, что учиться больше не хочет и вообще кто придумал эту дурацкую школу!
Безусловно у всего есть свои причины. И у смены настроения ребенка относительно учебы - тоже.
Давайте уточнять все по порядку:
Причина 1
Ребенку не понятно
Не понятна тема, не понятен материал, не понятно рассказывает учитель, непонятно написано в учебнике и вообще непонятно - а зачем мне все это надо? (особенно, когда дома звучат настроения вслух из серии “вот учил я химию в школе - и что? Эти знания мне совершенно не понадобились!”)
Здесь важно спокойно подойти к вопросу о том, что непонятно и постараться так же спокойно помочь ребенку, медленно и методично объясняя сложную тему. Либо обратиться к педагогу в частном порядке, который поможет освоить то, что сложно дается в школе. Главное - подойти к этому с пониманием и спокойствием!
Причина 2
Не интересно, скучно
Да, ребенку действительно может быть просто не интересно. Честно и откровенно. Скучно дает материал учитель, тема не отвечает реальным интересам ребенка. Такое может быть? Да, и не редко.
Что делать: постараться самостоятельно в интересной для ребенка форме донести информацию, обратиться опять таки к стороннему педагогу или помочь ребенку психологически пережить то, что на каких-то предметах в школе может быть скучно.
Нам, взрослым, тоже бывает довольно скучно на работе или на своей учебе, правда? Но мы знаем ради чего выполняем задания и слушаем лекции.
С ребенком в данном вопросе можно и нужно разговаривать по-честному. И искать оптимальный для всех: ребенка, вас, как родителя, и учителя, как того, кто ставит итоговую оценку, компромисс.
Причина 3
Ребенок не может сформулировать свои мысли, рассказывая тему урока.
Я на своих онлайн занятиях регулярно обсуждаю с детьми их школьные истории, слушаю их рассказы, даю возможность высказывать их предположения по теме и даю возможность рассуждать вслух, решая задачки. И знаете что самое трагичное я наблюдаю? Дети практически не умеют формулировать свои мысли. Эмоций много, а слов не хватает. Детям сложно выстроить предложение, чтобы изложить свою мысль. От чего так бывает? От маленького опыта (или вообще отсутствия опыта) выступлений и изложения вслух прочитанного материала. Этот пробел, кстати, мы восполняем на наших занятиях по скорочтению. Пересказ прочитанного текста - очень хорошо помогает научиться формулировать свои мысли.
Запись на занятия: февраль 2023 года.
Причина 4
Ребенок устал
Когда у ребенка нет ни минутки свободного времени, что бы просто ничего не делать; когда у него и «драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь... надо охота!!!». Может просто не хватать энерго-ресурсов на поддержание мотивации на учёбу в школе. Усталость - одна из частых причин того, что ребенок может забастовать и перестать хотеть учится.
В таком случае важно дать возможность ребенку отдохнуть, ничего не делать некоторое время и не программировать его за час-два, как будто бы “пустого” валяния на диване, перспективой пойти работать дворником, например.
Причина 5
Неуверенность в своих силах
А точнее уверенность ребенка в том, что у него и так ничего не получится, так зачем напрягаться?
Здесь большой, конечно, вопрос к тому, как оценивали и оценивают успехи ребенка его родители начиная с маленького возраста. Как часто ему дают понять, что он молодец, что у него классно получается, что он крут просто потому, что пробует снова и снова.
Вообще тема неуверенности в себе и своих силах, в своих возможностях - это боль нашей современности. И прежде всего для самих нас, взрослых.
В условиях агрессивно продвигающих “успешный успех” и “полезные полезности” от различных блогеров из всевозможных социальных сетей - порою намного реальней кажется улететь на другую планету, чем хотя бы на шаг приблизится к этому “успешному успеху”.
По психике ребенка, а особенно подростка, это может ударить довольно сильно и болезненно.
Что делать?
Искать причину неуверенности в себе и работать именно с ними. А в рамках нашего Интеллект-клуба, мы приглашаем принять участие детей от 10 лет в Игре “SJ” (Super Jump), где ряд упражнений отлично помогают повысить свою самооценку и прибавить чувства уверенности в своих силах!
Старт новой группы 28.12.2022 года
Подробности в Нашей группе в Вк https://vk.com/intellect_club_annak