Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Герой, водрузивший Знамя Победы над Рейхстагом, погиб через четверть века, спасая ребёнка

Мне довелось стоять с автоматом в почетном карауле, когда в Смоленске хоронили Михаила Егорова, водрузившего вместе с Мелитоном Кантарией флаг над Рейхстагом. Мы все знали об этом подвиге со школьной скамьи. Все помнят также знаменитую фотографию – советский воин водружает над Рейхстагом красный флаг, ставший символом Победы.

Знамя Победы Фото Е.А. Халдея.
Знамя Победы Фото Е.А. Халдея.

Но кто этот воин, у которого Знамя в руках и кто с ним рядом?

Это не сержанты Егоров или Кантария, и не младший лейтенант Алексей Берест, который был во главе группы и о котором наш сегодняшний рассказ.

Все фотографии – постановочные. Исторический момент был запечатлен 2 мая фронтовыми корреспондентами Е.А. Халдеем и др., когда Рейхстаг был уже взят и стрельба прекратилась[1]. Да и сама история водружения оказалась искаженной. Причина известна - командование 150-й стрелковой дивизии поторопилось доложить наверх, что 30 апреля 1945 года в 14 часов 25 минут над поверженным Рейхстагом «водружено Знамя Победы». Эта информация была озвучена по Всесоюзному радио и облетела весь мир. Но Рейхстаг еще не был повержен и Знамя Победы над его куполом в тот момент еще не развивалось. Хотя самодельные флаги уже начали прикреплять, но не на куполе.

Что касается Алексея Береста, возглавившего группу бойцов, водрузивших под вражеским огнем официальное Знамя Победы над фашистским логовом, то, в отличие от Егорова и Кантарии, он даже не был удостоен геройского звания. А в день столетия героя-фронтовика - 9 марта 2021 года - на мало кому известном полустанке "Сельмаш" была установлена мемориальная доска, увековечившая еще один его подвиг - последний. Он спас девочку из-под колес поезда...

А.П. Берест
А.П. Берест

Алексей Прокофьевич Берест родился 9 марта 1921 года в деревне Горяйстовка Ахтырского района Сумской области. Семья была многодетной, 16 детей. Родители скончались в начале 30-х годов от голода. Из детей выжили лишь девять. Один из них – Алексей. Он беспризорничал, потом воспитывался в детском доме. С октября 1939 года – в РККА. Участник советско-финской войны. Великую Отечественную войну прошел от первого до последнего дня. Начинал воевать красноармейцем, в 45-м – младший лейтенант[2], заместитель командира батальона по политической части 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии.

Когда 3-я ударная армия штурмовала в апреле 1945 года Берлин, Военный совет принял решение передать в свои дивизии девять знамен, с той целью, чтобы достойные представители того соединения, которому придется брать Рейхстаг, водрузили над ним Красное знамя.

Во время штурма Рейхстага в разных местах советские бойцы закрепили несколько красных знамён (полковых, дивизионных, самодельных). Знамя, переданное в 150-ю стрелковую дивизию (под номером пять) первыми водрузили на фронтоне главного входа Рейхстага (привязали ремнями к конной скульптуре Вильгельма), в восточной части здания, бойцы М. Егоров и М. Кантария во главе с лейтенантом А. Берестом, под прикрытием автоматчиков из взвода старшего сержанта И.Я. Сьянова.

Это произошло 30 апреля в 22 часа 40 минут (по местному времени, по московскому – было уже 1 мая 1945 года) [3].

В то же время, надо иметь в виду, что даже в Институте военной истории вопрос о том, кто первым и когда именно водрузил Знамя Победы, до сих пор считают дискуссионным. На сегодняшний день, существует несколько версий – как по времени, так и по обстоятельствам водружения Знамени Победы на крыше (куполе) Рейхстага. По одной из них, знамя закрепленное на фронтоне главного входа Рейхстага, командование дивизии решило перенести в другое место, поскольку установили его недостаточно высоко, и знамя водрузили ночью Егоров, Кантария и Берест на крыше Рейхстага.

По другой версии, Знамя Победы было перенесено на купол Рейхстага Егоровым и Кантарией в присутствии командира 756-го стрелкового полка, полковника Ф.М. Зинченко уже 2 мая, во второй половине дня, когда немцы сдались и стрельба прекратилась.

Герой Советского Союза  полковник Ф.М. Зинченко, командир 756-го стрелкового полка, бойцы которого водрузили Знамя Победы над Рейхстагом.
Герой Советского Союза полковник Ф.М. Зинченко, командир 756-го стрелкового полка, бойцы которого водрузили Знамя Победы над Рейхстагом.

Алексей Берест, незадолго до этого, в ночь на 2 мая, изображая полковника (фашисты согласились вести переговоры с офицером в звании не ниже полковника)[4], вёл переговоры с остатками немецкого гарнизона, засевшего в Рейхстаге, принуждая их к капитуляции...

Как бы то ни было, но 3 августа 1946 года Алексей Прокофьевич Берест вместе с сослуживцами был представлен к награждению Золотой Звездой Героя.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1946 года был именным - «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому и сержантскому составу Вооруженных Сил СССР, водрузившему Знамя Победы над Рейхстагом».

До этого, еще в 1945 году, было уже подписано несколько десятков представлений к геройским званиям за водружение над Рейхстагом Знамени Победы, в том числе – на лейтенанта Р.К. Кошкарбаева, старших сержантов В.Н. Провоторова и И.Н. Лысенко, рядовых Г. П. Булатова, С. Г. Орешко, П. Д. Брюховецкого, и др.

Так, в наградном листе рядового Григория Петровича Булатова (установившего в числе первых знамя на Рейхстаге вместе с Рахимжаном Кошкарбаевым) сказано:

«Пробившись на верхний этаж, тов. БУЛАТОВ в группе разведчиков в 14 час. 25 мин. водрузил над Рейхстагом Красное знамя. Достоин присвоения звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА…».

Тогда, в 1945 году, практически все 27 военнослужащих, в том числе Григорий Булатов, представленные Военным советом 1-го Белорусского фронта к геройским званиям, были награждены орденами Красного Знамени.

М. Кантария (со знаменем) и М. Егоров
М. Кантария (со знаменем) и М. Егоров

А по Указу от 8 мая 1946 года высшей награды удостоились пятеро: комбат 756-го полка капитан Степан Неустроев, комбат 674-го полка капитан Василий Давыдов, комбат 380-го полка старший лейтенант Константин Самсонов, сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария.

Фамилии Береста, как видим, в этом Указе не оказалось. Его удостоили лишь ордена Красного Знамени. Хотя именно он, как уже сказано, вместе с Егоровым и Кантарией, водрузил под огнем противника официальный «флаг № 5».

Почему же с ним обошлись так несправедливо?

Точно не известно. Член Военного совета 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенант К.Ф. Телегин объяснял это тем обстоятельством, что Г.К. Жуков относился к политработникам недоброжелательно и вычеркнул Береста из списка…

-5

(окончание следует)

[1] Халдей попросил первых солдат, которые ему встретились, помочь сделать фотоснимки. На этом фото знамя в руках у гвардии младшего сержанта Алексея Ковалёва.

[2] В 1943 году ефрейтор Берест был направлен на курсы при Ленинградском военно-политическом училище, которое было эвакуировано в г. Шую.

[3] Это было четвёртое по счёту знамя, из установленных на крыше здания, и единственное, которое не было уничтожено вражеской артиллерией.

[4] Берест надел трофейную кожаную куртку, чтобы закрыть лейтенантские погоны, а наградами с ним поделились сослуживцы.