Найти в Дзене
Сначала был БИЗНЕС

Как заключать договоры дистанционно? Обязательна ли подпись двух сторон?

Оглавление


▪️через ЭДО (электронный документооборот)
▪️нет подписи = нет договора (если НЕ устный)
это коротко ответы на вопросы😉

подписывать дистанционно документы можно электронной подписью
подписывать дистанционно документы можно электронной подписью


Как лет 5 назад взаимоотношения многие организации оформляли?
Прислал договор по e-mail, распечатал, подписал, отсканировал, отправил обратно.
А лет 10 назад? Получил по почте, подписал, отправил обратно по почте (заплатив за ценное письмо).
И это в лучшем случае! Чаще заканчивалось на "прислал".

А касается эта тема не только юрлиц, но и фрилансеров, и самозанятых, и физических лиц, которые оказывают какие-либо услуги, не оформив пока отношения с налоговой, и простых граждан.

По поводу подписания договора, его оформления:


⚠️Важно! речь о договорах на оказание услуг/выполнения работ (таргет, контекст, копирайт, smm, дизайн, ремонт и тп)

Напомню, что я по технической части, я не юрист (хотя, обожаю копаться в юридических вопросах)
и в любых непонятных ситуациях начинаю с чтения первоисточников!
по договорам-
это
Статья 434 ГК РФ. Форма договора и Статья 438 ГК РФ. Акцепт

Суть в том, что согласие (подпись) нужно двух сторон,
можно устно, можно по телефону, по почте, e-mail и интернет...

Но, поскольку речь идет о передаче реквизитов заключенных договоров, актах о выполненных работ/услуг по договору,
то мы обсуждаем
возможность подписания документов сторонами договора.
То есть вопрос "делать договор или не делать" не стоит.
Стоит вопрос- "как подписать и обменяться?"


Вариант 1
подписать, отправить Почтой, получить, подписать, отправить обратно Почтой

Вариант 2
подписать, отправить (по e-mail. например), распечатать, подписать, отсканировать, отправить
(необходимо прописать это в договоре, в тч сами e-mail)
⚠️
Не отправляйте сканы документов в пустом письме, всегда пишите пояснения!

Вариант 3
отправить через ЭДО с подписью, получить в ответ подпись

Какой вариант проще, выбирает каждый сам по симпатиям, трудозатратам
Первые два варианта, скорее всего, понятны всем.


А что же такое ЭДО, что за подпись и как осуществить вариант 3?

Электронная подпись – это набор данных, которые связывают вас с документом, который вы подписываете.
ЭДО- электронный документооборот.

По закону электронная подпись приравнивается к собственноручной
(
п. 1 ст. 6 ФЗ от 06.04.2011 г. №-63-ФЗ „Об электронной подписи“).

Все, кто хоть раз что-то оплачивал что-то в интернет, соглашался с условиями на каком-то сервисе, оставлял свою подпись. Госуслуги, банк, магазин ... Да, вот эти смс и push уведомления с кодом- это
простая электронная подпись. Её не надо где-то получать, её генерирует сервис, в котором вы совершаете операцию.



Более защищенная и надежная подпись-
неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — с привязкой к документу, позволяет определить, кто и когда этот документ подписал

Неквалифицированную электронную подпись (НЭП) можно получить после подтверждения личности.
Сама подпись хранится на USB-токене (флешке) или на смартфоне.

Именно эта подпись подходит для подписания договоров, счетов, актов между компаниями, предпринимателями, самозанятыми и физлицами


И получить её можно, сидя на диване. Бесплатно. За 10 минут.
Для выпуска нужен подтвержденный профиль на Госуслугах (паспорт, ИНН, СНИЛС).
***Читайте здесь про 2 способа получения НЭП - неквалифицированной электронной подписи

Тарифы на ЭДО (электронный документооборот):

СБИС от 500руб/год
АстралЭДО от 500 руб/ 50док на год
КонтурСайн от 990 руб за 20 документов
КонтурДиадок от 1900 руб/250документов
СберБизнес от 360 руб/мес

Много других на вкус и кошелёк,
бесплатных ЭДО не знаю, хотим бесплатно-
пользуемся связкой Госуслуги- Госключ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП)— самая защищенная, для документооборота с госорганами.
Получить её можно только лично в ФНС или удостоверяющем центре.
*про неквалифицированную подпись см. по
этой ссылке

документ подписан КЭП - моей подписью с привязкой к конкретной организации
документ подписан КЭП - моей подписью с привязкой к конкретной организации

Сертификат КЭП может выдать только аккредитованный удостоверяющий центр и ИФНС.
Подходит для работы со всеми электронными сервисами- ФНС, Госуслуги, площадки для электронных торгов.

Получить можно только лично с предъявлением паспорта и СНИЛС.


Чтобы кроме директора сотрудники организации тоже могли подписывать документы в электронном виде,
им необходимо получить
свою КЭП и оформить машиночитаемую доверенность, подписанную КЭП юридического лица .
Например, бухгалтер - получает свой КЭП, а директор своей подписью подтверждает в электронном виде доверенность на бухгалтера.

(* вариант, когда у бухгалера подписи нет-
бухгалтер загружает документ, а директор или тот, кто имеет КЭП, уже отправляет документ, подписанный своей КЭП).

КЭП можно использовать для получения всех государственных и коммерческих услуг (тендеры, аукционы, закупки и т. д.),
а также подписания любых электронных документов. Во всех госорганах:

- сдать отчетность организации/ИП (в ИФНС и тп)
- отправить заявки на патенты
- совершить сделки с собственностью
- подать заявки на тендеры
- оформить платеж и получить другие банковские услуги
- подписать служебные электронные документы внутри организации
- оформить трудовые отношения с удаленным сотрудником

Срок действия КЭП от ФНС — 15 месяцев

А обычным гражданам она нужна? Не ООО, не ИП- нужна подпись?


Да! Удобно подписывать онлайн документы, получить госуслуги дистанционно через интернет, например:

- оформить регистрацию или обращение к муниципальным властям с помощью портала госуслуг
- подать электронное заявление на поступление в вуз, записать ребенка в садик или школу
- обмениваться документами с удаленным работодателем
- зарегистрировать или получить патент или разрешение — например, на строительные работы.
- подать судебный иск или жалобу в электронном виде
- подписать долговую расписку
- подать иск, ходатайство или жалобу
- заверить доверенность, для которой нужен нотариус
- заключить договор купли-продажи, на оказание услуг или любой другой
- подписать любые документы
- решить любой вопрос с налоговой службой- заявление на налоговый вычет, заявка о предоставлении льгот или жалоба на действия сотрудников ФНС

Сколько стоит КЭП?


Контур от 3тыс руб.
ВТБ обещает бесплатно при наличии или открытии р/с для бизнеса (для ЕГАИС не подходит)
Сбербанк от 2499 руб + от 1650 руб за токен
СБИС (Тензор) я получала в июне 2022 года , платили по 2600 руб за подпись + сам токен от 1600 руб. (у меня был)
в ИФНС через Госуслуги- бесплатно!

Плюсы и минусы способов:

получение КЭП через Тензор (СБИС)

получение КЭП через Тензор (СБИС)
получение КЭП через Тензор (СБИС)

+++
+ заявка оформляется онлайн в своем ЛК
+ запись на время посещения для получения
+ оплатить можно там же, онлайн

- - -
- ехать получать лично
- не бесплатно

получение КЭП в ИФНС

получение КЭП в ИФНС
получение КЭП в ИФНС


+++
+
бесплатно
+ запись на день/время для получения

- - -
- ехать получать лично
- оформление в ЛК Госуслуги
(для кого-то это плюс, у меня с Госуслуги пока нелюбовь)


И только когда имеешь инструкцию, можно считать, что к получению КЭП готов, оформление пройдет легко и быстро!😉👌🏻
Инструкцию забирайте здесь

Как получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) бесплатно

Получить бесплатно КЭП можно в ИФНС, оформив заявление в личном кабинете налогоплательщика на портале Госуслуги,
подтвердив личность в ИФНС, предъявив паспорт и СНИЛС

Подробная инструкция
здесь
Скачивайте
Делитесь
➕ ставьте, если воспользовались, мне приятно будет получить обратную связь от вас!

----------
➡️ Подписывайтесь на мой канал
Пишу для предпринимателей
Опыт- бизнес, таргет, продажи.
----------
➡️
по ссылке- мой Телеграм канал, в котором уже есть ответы.
Там же можете задать свой вопрос про СВОЮ ситуацию (стартап, фриланс, предпринимательство, продвижение, стратегии, бизнес процессы)
---------

⭕️оставьте заявку в➡️ форме