Найти тему
29,7K подписчиков

13 лет с напильником: пулемет SS77

5,5K прочитали
Как-то мне пришло в голову, что за все три с лишним года существования канала темы Южной Африки я практически не касался, только один раз дойдя до нее в этом январе.

Как-то мне пришло в голову, что за все три с лишним года существования канала темы Южной Африки я практически не касался, только один раз дойдя до нее в этом январе.

А ведь зря: ЮАР - это отличный пример того, что нельзя зависеть от импорта оружия. Ибо, когда в 1977 году на страну был наложен жирный пакет санкций, включая эмбарго на ввоз оружия, южноафриканцы спохватились: пулеметы-то они покупали в Бельгии, у Fabrique Nationale.

Была срочно инициирована разработка собственного пулемета, получившего впоследствии маркировку SS77: цифры по году начала проекта, буквы - по фамилиям конструкторов (полковник Ричард Смит и Лазло Сореги). Но тут быстро вылезла еще одна очевидная проблема: не развивая собственное производство, ты не развиваешь еще и собственную оружейную школу. В результате на конструирование и отладку пулемета Смиту и Сореги пришлось потратить 9 лет, прежде чем довести его до состояния, пригодного к постановке на вооружение.

Как-то мне пришло в голову, что за все три с лишним года существования канала темы Южной Африки я практически не касался, только один раз дойдя до нее в этом январе.-2

Конструкция здесь может показаться компиляцией идей подчас прилично устаревших. В частности, запирание здесь - перекосом затвора вбок, что заставляет вспомнить аж пулемет Горюнова образца 1943 года (в ЮАР хорошо известный благодаря тому, что СССР в свое время немало СГ-43 и СГМ сплавил на Черный континент). А если почесать репу - то и вовсе чешскую винтовку ZH-29 сами понимаете какого года. Газовый двигатель - с длинным ходом газового поршня и трехпозиционным газовым регулятором.

Как-то мне пришло в голову, что за все три с лишним года существования канала темы Южной Африки я практически не касался, только один раз дойдя до нее в этом январе.-3

Система подачи ленты была рассчитана на возможность питания как стандартной НАТОвской рассыпной, так и немецкой нерассыпной лентой DM1.

Ударно-спусковой механизм весьма необычен: не имея одиночного огня, он зато обзавелся двойным шепталом, исключающим самопроизвольные выстрелы при износе механизма. Думаете, это излишество? Отнюдь - даже после принятия пулемета на вооружение в 1986-м его производство серийно начали только в 1990-м, поскольку проблемы продолжили вылезать наружу. Итого на все про все ушло 13 лет, большую часть из которых в конструкции "выискивали блох", учась делать пулеметы на ходу и на собственных ошибках.

В частности, изначально пулемет имел чрезмерный темп стрельбы в 900 в/мин (при том, что весил он на уровне ПКМ - 9,6 кг без ленты), а отсюда - не только трудность контроля огня, но и ускоренный износ механики, перегрев ствола (который, надо сказать, внушает: 2,5 кг веса!).

Наличие цевья знакомые с ПК и ПКМ оценят - да, не хватает его там...
Наличие цевья знакомые с ПК и ПКМ оценят - да, не хватает его там...

В результате темп огня снизили - изначально просто уменьшив сечение газоотводного отверстия, но вылезла другая проблема: слишком большой процент задержек при загрязнении пулемета. Поэтому в конце 1980-х в конструкции и появился газовый регулятор, в зависимости от положения на исправном и чистом оружии обеспечивающий темп огня от 600 до 800 выстрелов в минуту. При этом по факту положение максимального отбора газов положено использовать только при сильном загрязнении.

Снижение темпа стрельбы позволило стволу выдерживать до 600 выстрелов (три полные ленты в жестком коробе или 6 - в облегченном "десантном", уменьшенной вместимости) до перегрева при стрельбе короткими очередями.

Как-то мне пришло в голову, что за все три с лишним года существования канала темы Южной Африки я практически не касался, только один раз дойдя до нее в этом январе.-5

В начале 1990-х был разработан пулемет Mini-SS калибра 5,56 мм. Он не просто сохранил высокую степень унификации с изначальной конструкцией: при помощи конверсионного набора "полноразмерный" пулемет мог быть превращен в "мини" и обратно даже в полевых условиях.

Как-то мне пришло в голову, что за все три с лишним года существования канала темы Южной Африки я практически не касался, только один раз дойдя до нее в этом январе.-6

В дальнейшем фирмой Denel Land Systems был предложен более компактный вариант пулемета SS77 - с укороченным стволом, телескопическим прикладом и планкой для установки прицельных приспособлений, а также планками на удлиненном цевье. "Похудел" пулемет в итоге на 300 граммов. Кроме того, в 2003 и 2006 годах еще раз модернизировали саму механику.

Как-то мне пришло в голову, что за все три с лишним года существования канала темы Южной Африки я практически не касался, только один раз дойдя до нее в этом январе.-7

В 2016 году фирма представила "второе поколение" пулемета, переименовав его в DMG-5:

Как-то мне пришло в голову, что за все три с лишним года существования канала темы Южной Африки я практически не касался, только один раз дойдя до нее в этом январе.-8

Разработкой занимались Дакало Нехумбе, Финдил Машаба и Марумо Талане. Вес пулемета удалось снизить аж до 8,4 кг. Также вышел турельный вариант DMG-5 CX.

Как-то мне пришло в голову, что за все три с лишним года существования канала темы Южной Африки я практически не касался, только один раз дойдя до нее в этом январе.-9