История богослужебного пения восходит к Небесному миру, восхвалению Бога ангельскими чинами. Оно совершалось еще до сотворения мира и продолжается в вечности. Земное же богослужебное пение развивалось и развивается в исторической плоскости, которую условно можно разделить на несколько периодов.
Рассмотрим временной промежуток, в который происходило формирование клироса и осмогласия — главной системы богослужебного пения.
Периоды становления богослужебного пения
В.И. Мартынов в своей книге-исследовании «История богослужебного пения» выделяет три основных исторических периода его развития.
Первый — от грехопадения до пророка Моисея, когда богослужебное пение существовало разве что в начальном виде. Какой-то музыкальный элемент мог вполне присутствовать в индивидуальных молитвах приносившего ветхозаветные жертвы, хотя Священное Писание об этом умалчивает. В то же время музыка активно использовалась в языческих культах народов, соседствовавших с иудеями. Так или иначе, религиозные проявления богоизбранного народа стали получать музыкальное оформление. Уже при Моисее сам пророк и сыны Израилевы воспевали Господу песнь (Исх. 14:32), а также «Взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан… И воспела Мариам пред ними» (Исх. 15:20, 21).
Второй этап — от Моисея до Рождества Христова — период постепенного развития ветхозаветного богослужения и пения с использованием музыкальных инструментов, которые прежде служили для восхваления языческих богов.
Великим музыкантом и певцом был сам царь Давид. Это он привел богослужебное и певческое дело в строгую систему: организовал череды служения хоров в Скинии, выделил для пения в них специально обученных людей и ограничил богослужение пением псалмов, им составленных. «И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования» (1 Пар. 15, 16).
При царе Соломоне эта традиция продолжилась. Согласно исследованию В.И. Мартынова, певцы и музыканты Иерусалимского храма составляли определенную касту в пределах Левиина колена – музыкальный дар в ней передавался лишь по родовой линии. То есть, певчим можно было только родиться.
Воплощение Господа нашего Иисуса Христа открыло третий, новозаветный период, в который богослужебное пение отделилось от инструментальной музыки, обрело свою систему и уподобилось ангельскому пению. Свт. Иоанн Златоуст в «Беседе 23» на Послание к Ефесянам говорил: «Иисус, Сын Отца щедрот, Сын истинного Бога, принес с Собой всякое благополучие и ниспослал нам свыше все плоды, — разумею небесные песни. То самое, что херувимы вещают горе, — и нам заповедано говорить: свят, свят, свят».
Новозаветное церковное пение вырабатывалось и совершенствовалось на протяжении нескольких веков, пока не получило, наконец, воплощение в осмогласной системе. История становления богослужебного осмогласия делится на два периода: первый – от святых апостолов до св. Константина Великого, второй – от начала правления Константина до прп. Иоанна Дамаскина.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Период святых апостолов и гонений
В первые годы христианское богослужение было еще приближено к ветхозаветному, которое совершалось в Иерусалимском храме. Апостолы и первохристиане посещали храм, но также устраивали по домам и свои собственно христианские собрания, которые сопровождались народным пением. О таких богослужениях рассказывали некоторые писатели I в.
Филон Александрийский в труде «О созерцательной жизни» так описывал собрания первых христиан: «Они не только занимаются созерцанием, но и составляют песни и гимны во славу Божию, в разных размерах и напевах…». Составление этих песнопений и их исполнение носило свободный и даже импровизационный характер. По свидетельству Тертуллиана в его «Апологетике»: «По омовении рук и зажжении светильников, каждый приглашается петь хвалебные песни Богу, извлеченные из Священного Писания, или кем-либо сочиненные» (гл. 39).
Первые христианские общины были немногочисленны и состояли в основном из простых малообразованных людей. Поэтому песнопения на богослужениях были просты и доступны по форме, и исполняли их сами прихожане: «Христиане во время бдений своих, все восстав, разделялись на два лика посреди храма, мужи с мужами, жены с женами, и на обоих ликах был свой искусный запеватель; потом они пели Богу песни, состоящие из разных стихов. То поодиночке, то попеременно, с приличными припевами», «один мерным и благозвучным пением начинает псалом, а прочие внимают ему молча и только в последних стихах присоединяют свои голоса» («О созерцательной жизни»).
В первые века выделялись следующие три формы храмового пения, которые встречаются на богослужениях и сегодня:
1. Ипофонное – когда певцы подпевают одному, более опытному певцу, повторяя за ним либо всю мелодическую строфу, либо ее окончание, либо какое-то речение, например, припев («Аллилуия», «Яко в век милость Его»). В современной богослужебной практике ипофонным можно назвать пение припевов «Яко с нами Бог» на великом повечерии в праздники Рождества Христова и Крещения, в Великом посту, повторение тропаря «Христос воскресе» после стихов на Пасху.
2. Антифонное (попеременное) – когда строки песнопения поются попеременно двумя хорами или солистом (канонархом) и хором. Плиний Младший (106 г.) в письме к Трояну упоминал, что «в некоторые дни христиане собираются перед восходом солнца и попеременно приносят Богу хвалебные гимны». Эта форма прочно закрепилась в богослужении благодаря св. Игнатию Богоносцу, епископу Антиохийскому, который был удостоен видения ангелов, славящих Святую Троицу антифонными песнями.
3. Симфонное (согласное) – когда все участники богослужения распевают песнопение одной общей мелодией, «едиными усты и единым сердцем», как писал свт. Иоанн Златоуст. В наши дни по такому принципу поется (в зависимости от местной церковной традиции) «Сподоби Господи» на великой вечерне, «Воскресение Христово видевше» на воскресной утрене, «Символ веры» и «Отче наш» на литургии.
В богослужебной практике различали также и жанры песнопений: псалмы, песни хвалы и благодарения, гимны. Свт. Григорий Нисский в своем труде «О надписании псалмов» поясняет эти понятия так: «Псалом есть мелодия, требующая музыкального инструмента; песнь есть напев человеческих уст, при котором звучат членораздельные слова. Гимн есть воздаваемое Богу благословение за дарованные нам блага».
Над осмыслением и устройством церковного пения на востоке в первые несколько веков трудились такие богословы, как свт. Климент Александрийский, свт. Афанасий Великий, прп. Ефрем Сирин, свт. Василий Великий, свт. Григорий Нисский, свт. Иоанн Златоуст и другие.
Хотя прямых запретов на использование в богослужении музыкальных инструментов не было, в новозаветной Церкви они практически вышли из употребления. Святые отцы считали самого человека инструментом Святого Духа и акцентировали внимание на том, что правильное пение есть следствие праведной жизни. «Станем же флейтой, станем кифарой Святого Духа... подготовим себя для Него, как настраивают музыкальные инструменты», — призывал свт. Иоанн Златоуст («О Лазаре», V, 2 [Музыкальный аллегоризм]).
Таким образом, уже в первые века существования христианство сделало большой шаг в формировании и устройстве богослужения и церковного пения. И все же гонения и необходимость скрываться не позволяли развить потенциал в полной мере.
Период от св. Константина Великого до св. Иоанна Дамаскина
Миланский эдикт (313 г.) императора Константина Великого сделал христианство государственной религией, и катакомбы сменились величественными храмами. Вместе с внешним благоустройством Церкви происходило и внутреннее усовершенствование богослужения, которое становилось все более торжественным. Это сказалось и на церковном пении, оно приобретало все более сложные формы, требуя от певчих серьезной подготовки.
Второй период формирования богослужебного пения характеризовался появлением новых разновидностей песнопений (например, тропарей и стихир) и института специально обученных певцов-профессионалов. Правило (15) Лаодикийского собора (367 г.) гласит: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви». При этом, по толкованию священноисповедника Никодима (Милаша), мирянам было дозволено свободно вторить каноническим певцам после того, как те начинали церковное песнопение.
Таким образом, качественный уровень богослужебного пения серьезно возрос. И отныне, как пишет В.И. Мартынов, певцы стали поставляться в свое служение малым посвящением и особой молитвой. Они облекались в белые стихари и размещались на двух клиросах. Певчие составляли особую организацию со своей иерархией. Ведущие, управляющие певцы правого и левого хора назывались протопсалтами, а поющие самогласные (имеющие неповторимый напев) стихиры – ламподариями. Были также доместики – наиболее музыкально образованные наставники, которые учили певцов музыкальной грамоте и песнопениям, и магистры – сочинители песнопений.
Заниматься богослужебным пением было очень почетно. Многие византийские правители, подражая царю Давиду, проявляли себя в гимнографии и песнотворчестве. Так, император Юстиниан сложил гимн «Единородный Сыне», императоры Лев Премудрый и Константин Багрянородный – некоторые евангельские стихиры и эксапостиларии (песни). Многие архипастыри Церкви проявляли себя в этом делании, например патриархи Софроний Иерусалимский, Герман Константинопольский, Мефодий I Константинопольский. А святители Василий Великий и Иоанн Златоуст стали авторами последований литургии.
Создание большого числа новых песнопений и возникновение новых мелодических форм в этот период привели к необходимости организации их в единую стройную систему. Так, в IV в. появился принцип пения на гласы (система особых мотивов). Согласно В.И. Мартынову, свт. Амвросий Медиоланский заимствовал этот метод для Западной Церкви с Востока, ввел в употребление четыре гласа с греческими названиями: Protus, Deuterus, Trims, Tetanus. В VI в. св. Роман Сладкопевец составлял кондаки и икосы на 8 гласов.
В VIII в. Иоанн Дамаскин окончательно сформулировал принцип осмогласия, превратив его в совершенную систему. Свод церковных изменяемых песнопений на 8 гласов был собран в книгу «Октоих», которая используется при составлении богослужений и в наши дни. И уже к началу X в. осмогласное пение стало общеупотребительным в Восточной Церкви.
В истории развития церковного песнотворчества осмогласие стало живым источником, от которого произошли все древние православные распевы: греческие, южнославянские (болгарские, сербские) и собственно русские. Восточногреческое церковное осмогласие, практикуемое сегодня в Православной Церкви, не передает всех точных музыкальных форм и тонкостей, имевшихся в древневизантийском прототипе. Но оно содержит твердые музыкальные основания, мелодические и ритмические свойства византийского предшественника. А главное – оно передает тот же дух осмогласия, которому характерны живое, светлое религиозное чувство, наполненное духовной радостью и упованием.
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ