Мама второклассника считает, что жизнь такая разная: и весёлая, и скучная, и которая настоящая, а не смонтированная под детские капризы
Мой мальчик учится на СО. Когда знакомые затрагивают эту тему в его присутствии, то удивляются ответам на вопросы вроде «любишь учиться?», «а мама тебя интересно учит?» Потому что в зависимости от настроения он отвечает «да», «нет», «я ещё не определился». Конечно, ответ «нет» вызывает максимум непонимания, так что я расскажу, как это примерно выглядит.
— Не хочу учиться! — изрёк Лев, садясь за стол.
— Ага, — сказала я. И расположилась рядом со стопкой тетрадей и учебников.
— Только не русский…
— Да уж. Знаешь, я ведь тоже не хочу тебя учить, — заглянула ему в глаза, улыбаясь.
Лёвка опешил:
— В смысле?
— Не очень-то приятно предлагать тебе делать то, что ты не хочешь.
— А зачем мы тогда это делаем? Может, не надо?
— Именно, что надо, и очень. Только не такое злое «надо», которое стоит рядом и щёлкает кнутом, подгоняет и угрюмо ухмыляется. А другое «надо».
— Другое?
— Вот именно! Когда надо надеть рукавицы, чтобы рукам не холодно было снежки лепить, и надо взять семечек, чтобы наполнить кормушку. А ещё надо положить закладку, чтобы не забыл, где читаешь. И уж точно надо сложить землянику в контейнере в морозилку, чтобы зимой добавить в утреннюю кашу. Это такое «надо», которое приносит радость потом, позже начала. А вначале нужно потрудиться. К тому же тебе ведь не всё одинаково не нравится?
— Самый нелюбимый — русский. Писать скучно и трудно.
— Помнишь, как тебе было трудно читать вначале и ты осиливал только несколько строчек в день? Помнишь, как на тренировке по плаванью ты целых полгода занимался в детском бассейне, прежде чем перейти в большой? Помнишь, как падал с двухколёсного велосипеда? А ещё — как не отпускал опору на катке первые несколько раз?
Улыбается…
— Помню. Ну мам, я ж тогда вообще был маленький, и боялся, и не понимал, как это классно: кататься, плавать и читать.
— Представь, с письмом ведь случится то же самое. Придёт время, и ты будешь писать, не глядя в тетрадь, быстро-быстро, почти с такой же скоростью, как говоришь. Возьмёшь в руки эту тетрадку и подумаешь: «О-о, только бы никто не видел, как я смешно писал в детстве с ошибками! О нет, я написал своё имя с маленькой буквы, позор!»
Хохочет уже в голос.
— Мам, а мам, а где твои «позорные» тетрадки?
— Не дождёшься!
— А я всё равно не люблю писать. Сегодня — точно. Ненавижу прям.
— Да на здоровье. Не люби, сколько влезет. Можно. Сегодня диктант. Имеешь право придумать своё название к нему.
Зловеще хихикает. Посреди строки красуется слово «Ужас!»
Ненавидеть и не любить можно. Это РАЗ
На мой взгляд, нет ничего страшного в том, что ребёнку не нравится делать то или это. Столько родительских сил уходит, чтобы дети любили учиться: ярче пособия, веселей атмосфера, больше игр! Это всё само по себе прекрасно и здорово. Но мысль, что «ребёнку должна нравиться учёба», мне лично кажется нездоровой. Именно в таком навязчивом ключе.
Самодисциплина — это не когда я кайфую от каждого действия, а когда делаю то, что решено делать. Причём не только на вдохновении, восторге, но также на силе воли и осознании того, что мне это пригодится.
Да, посильными, подъёмными порциями. Да, с разумным распределением времени, но не всегда с фейерверками.
Можно не любить. Можно фыркать и фукать. В конце концов, это их, детские отношения с уроками. А не наши. Наши уже должны быть выучены.
Меня не делает плохой мамой, а его нехорошим мальчиком то, что он сидит над нелюбимым русским. И это не отменяет занятий. Наоборот, нам гораздо комфортнее общаться друг с другом, когда я не заставляю его прыгать от счастья при виде учебников, а он не ждёт от меня поблажек. Он чувствует мою поддержку, а я не против его негодования. И чтобы он там ни любил, но вот он пишет диктант и смеётся над своим «ужасом».
Привычка потреблять влияет. Это ДВА
Дети радуются, смотря мультики, треская вкусняшки и развлекаясь с аниматорами. Радость труда сейчас испытывается всё реже. Она требует времени, сил, терпения. Нынче всё быстро. Поэтому им нужно помочь дойти до момента радости в труде. Привычка получать мгновенные эндорфины мешает дождаться спелых плодов кропотливой работы. Но это не значит, что мы, родители, плохие, ай-ай-ай, избаловали. Это значит, что путь к радости от действий и труда будет длиннее. Помогите детям его пройти, не бросая на полдороги и не обвиняя в том, что им сложно радоваться.
Радость детей — не показатель родительского успеха. Это ТРИ
Так страшно нанести ребёнку психологическую травму, что каждый хнык стрелой вины пронзает материнское сердце. Спокойствие и только спокойствие! Если малыш недоволен мамой, уроками, ужином, уймой дел в течение недели — это не значит, что ему не повезло с родителями. Это значит, что ему не нравится. Это точно не означает, что родителям пора хватать бубен и устраивать шаманскую пляску. Маленький человек имеет право на собственное мнение, эмоции и возможность внести свою лепту, чтобы стало лучше. Велкам! Вот же она,мотивация, которую ищут взрослые и дети. Действуй, чтобы почувствовать себя лучше!
Детям так же нужны неприятные эмоции, как и приятные.
И разочарование, и раздражение, и скука, и злюка, и грусть-печаль, и простая усталость. Вот представьте: у кого-то получилось, что ребёнок всё детство только радовался, удивлялся и улыбался, а? Не будет ли он похож на дурачка? Немножко.
А как ему жить потом взрослую жизнь с её квестами, сюрпризами и потерями? Как проходить на новые уровни сложности со всевозможными плюшками и прелестями?
Больше всего на свете я боюсь вырастить сына в мире РОЗОВЫХ ЕДИНОРОГОВ. Жизнь такая разная: и весёлая, и скучная, и которая настоящая, а не смонтированная под детские капризы. Пусть он познакомиться с ней настоящей, хотя бы и на уроках русского языка.
Если вам тоже думаете о том, как найти общий язык с детьми, подписывайтесь на наш канал!
Автор: Яна Набокова, мама первоклассника на СО, педагог, писатель
Иллюстрация: Ксения Володевская
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте другую статью автора: