Найти тему
Украина.ру

Не те цели или не тот эффект? Актуальное состояние энергетики и железных дорог Украины

  © AFP / SERGEI SUPINSKY
© AFP / SERGEI SUPINSKY

Системные удары по энергетической системе Украины начались 10 октября. Последний удар был нанесён 10 декабря по объектам в Одесской области, в результате чего в областном центре пропали электричество и вода. 11 декабря без всякого российского вмешательства загорелся трансформатор на левом берегу в Киеве. Какова ситуация сейчас?

Телеграм-канал «Рыбарь», проведя собственный анализ ситуации, полагает, что с конца ноября можно говорить о срабатывании накопительного эффекта разрушении единой энергосистемы Украины.

Целями российских ударов были трансформаторные подстанции, на которых выводились из строя трёхфазные автотрансформаторы 330/110 кВ и однофазные автотрансформаторы 750/330 кВ. Также повреждалось другое оборудование — высоковольтные выключатели, линейные разъединители, трансформаторы тока и напряжения.

В отдельных редких случаях наносились удары по общеподстанционным постам управления (ОПУ). Подтверждённые факты поражения генерирующих мощностей нам неизвестны.

Таким образом, воздействие на энергетическую систему было выборочным, с тем чтобы её можно было сравнительно просто восстановить.

По мнению «Рыбаря», система нанесения ударов выглядела следующим образом:

1. Удары по узловым высоковольтным подстанциям.

Цель: получить материал для анализа последствий для всей системы и затраченного времени для восстановления.

2. Удары по подстанциям в крупных городах и зданию «Укрэнерго» для ограничения диспетчерского управления.

Цель: создание временных трудностей с энергоснабжением и ввод графиков веерных отключений.

3. Изоляция трёх оставшихся АЭС от энергосистемы страны.

Аварийно остановлены Хмельницкая АЭС и один энергоблок Ровенской АЭС. Центр и запад остались без электроснабжения. Ужесточены графики отключений.

4. Удары по ОПУ крупных электростанций и самим электростанциям, повторные удары по узловым подстанциям.

Временный коллапс энергосистемы, острый дефицит электроэнергии. Импорт электроэнергии из Польши и Румынии. Постоянные внеплановые аварийные отключения.

5. Методичное выбивание оставшихся подстанций и электростанций, которые тянут на себе электроснабжение потребителей по всей стране.

Продолжается сейчас.

Несмотря на все проблемы, в целом ситуация стабилизируется.

Во-первых, генерирующие мощности не повреждены, Украина остаётся энергоизбыточной страной.

Во-вторых, принимаются меры для защиты наиболее важных точек. На уцелевших объектах идёт строительство заграждений, наращивается система ПВО. Со временем эффективность ударов по энергосистеме ещё более снизится.

В-третьих, ведётся восстановление повреждённых объектов, но тут всё плохо: национализация «Запорожтрансформатора» вряд ли что-то даст, поскольку производство давно остановлено. Вообще же, трансформаторы на 110, 330, а тем более 750 кВ — продукция штучная. Запасов их не держат, производство занимает существенное время.

Исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук вообще считает, что на полное восстановление всех повреждённых энергообъектов понадобится до двух лет. И то всю энергетическую инфраструктуру страны восстанавливать не будут, а сосредоточатся на создании новых объектов. Причём дело, как мы понимаем, даже не в том, что многие объекты устарели, а в том, что нынешней Украине такая мощная энергетика и не нужна — её строили под другое население и другое производство.

В-четвёртых, обсуждается идея перевода страны на отдельные «острова», питаемые ближайшей электростанцией. Вероятно, именно с этим связан сброс воды на каскаде днепровских ГЭС — так-то их использовали для манёвра в часы пик, а тут пришлось включать, не дожидаясь восстановления объёма водохранилищ. По имеющейся информации профильные институты анализируют возможность восстановления малых ГЭС там, где уцелели плотины (например, на реке Тетерев в Житомире).

В-пятых, рассматривается вариант импорта электроэнергии из Европы и привлечение плавучих турецких электростанций.

Анализ от «Рыбаря» дополняет канал «Открытая Украина». На бытовом уровне многие обзавелись генераторами — магазины купили бензиновые на 2,5–8 кВт, супермаркеты купили дизель-генераторы на 20+ кВт, а предприятия покупают мощные генераторы по 100–1000 кВт.

При цене солярки 50–55 грн. цена киловатта на таких генераторах будет составлять от 15 до 20 грн. Но можно купить солярку у военных ещё дешевле. Для сравнения: облэнерго продают бизнесу электричество по 6–7 грн/кВт, а с Нового года собираются поднять чуть ли не в два раза, и тогда на дизель-генераторах будет жить дешевле.

Ситуация на железных дорогах, в соответствии с анализом «Рыбаря», следующая:

1. Объекты железнодорожной инфраструктуры подвергаются только единичным ударам. Это позволяет противнику бесперебойно обеспечивать переброску армейских подразделений и их снабжение вдоль всей линии соприкосновения.

2. Объём пассажирских перевозок практически не сократился: более того, продолжается пассажирское движение из прифронтовых городов: до сих пор ходят поезда из Краматорска, вновь налажено пассажирское ж/д сообщение с Херсоном и Изюмом.

Отметим, что по сравнению с довоенным периодом и с периодом эвакуации и реэвакуации пассажиропоток существенно упал. Поездов ходит меньше и в них меньшее количество вагонов.

3. Объём грузовых перевозок сократился из-за общих проблем с экономикой Украины и остановкой многих промышленных предприятий. В основном перевозят топливо, уголь и зерно.

Сокращение объёмов перевозок привело к возникновению общего резерва локомотивов (в первую очередь электровозов), которыми при необходимости возможно усилить нужное транспортное направление.

4. Удары по объектам энергетики прекращают энергоснабжение отдельных линий, приводят к отключению систем автоблокировки, связи, нарушают работу обслуживающих предприятий железной дороги.

Однако на крупных станциях с электрифицированными железными дорогами создан резерв тепловозов: это позволяет минимизировать задержки при прекращении энергоснабжения. На участках постоянного тока практикуется движение сплоткой тепловоз — электровоз, что позволяет существенно сократить время перевозок.

Правда, часто-густо используются маневровые тепловозы, в том числе изъятые с предприятий (например, несколько тепловозов УЗД получила с внутренних линий остановленной «Криворожстали»). Они, правда, не рассчитаны на такие условия эксплуатации, и уже возникают проблемы с их ремонтом и обслуживанием (особенно со старыми ЧМЭ3).

5. Несмотря на то что системные удары по мостам не наносились, до сих пор не восстанавливались железнодорожные мосты в Черкассах, под Николаевом в п. Трихаты, в Затоке под Одессой и Вознесенске.

Резюме

Воздействие российских ударов на транспортную и энергетическую системы Украины следует рассматривать как ограниченное. Под раздачу в основном попадает мирное население (по состоянию на сейчас оно скорее обозлилось), но военные перевозки и промышленность пострадали только в очень малой степени.

Если предполагать, что цели ударов были политические, то явного эффекта тоже нет — поставки российского продовольствия и удобрений разблокированы только в малой степени, на переговоры администрация Зеленского пока не идёт.

В ночь на 12 декабря президент Украины получил от Джозефа Байдена заверения в том, что ему будет предоставлена помощь в виде оборудования для трансформаторных подстанций и системы ПВО.

СВО
1,21 млн интересуются