Мария Аверина - российский поэт и прозаик, номинант премии "Национальный бестселлер", "Ясная поляна" . Выпускница Русской театральной школы, отделения «Теория стиха и прозы». Живёт и работает в Москве. Работает в сфере образования, преподает русскую литературу. Член Союза писателей России. В 2022 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности — Русская литература. Вот такая гостья заглянула к нам в гости. Как вы понимаете, я продолжаю цикл интервью с российскими авторами в рубрике Неформальный разговор.
- Мария, огромное спасибо за то, что согласились ответить на мои вопросы. Скажите, «Очень хотелось Солнца» - такое яркое и в то же время тоскливое название. Как оно пришло?
Мария Аверина: Оно пришло с первой строчкой повести, которая открывает сборник. Мне показалось, что оно наиболее точно отражает содержание всей книги, ведь каждый, кто появляется перед читателем, хочет счастья, просто понимает его по своему, у всех оно разное.
- Есть в сборнике любимый рассказ?
Мария Аверина: Для меня они все равны. Не случайно же они попали все под одну обложку именно в таком порядке. Без одного не может быть другого. И не случайно книга начинается с повести "Иов ХХ века" - он как бы задаёт тему всей книге. В каком-то смысле остальные повести и рассказы есть как бы оранжировка этой главной музыкальной темы. В этом смысле он для меня, наверное, выделяется из общего ряда.
- «Контур человека: мир под столом» отправила в издательство ваша подруга, «Очень хотелось солнца» - уже осознанное желание издаться? Какие были ощущение, когда нажимали на кнопку «отправить»?
Мария Аверина: Ну, до того, как "Контур человека" был отправлен в издательство моей подругой, я уже имела осознанное желание издаваться и предпринимала различные усилия, чтобы "пробиться" в издательства. И наверное, это было суждено, раз такая "случайность" решила дело. Я тогда до последней минуты не верила в это чудо. Даже когда уже держала в руках договор. Эта книга лишь продолжение моей работы и я счастлива, что первый опыт работы с "Эксмо" оказался не провальным и издательство готово со мной сотрудничать.
- Что важно в работе над малой формой?
Мария Аверина: Во-первых, это очень трудно из-за "малого пространства", которое ты сам себе отводишь. А во вторых, самое важное в это малое пространство втиснуть максимум смысла. Не сюжета, а именно смысла. И тут нужны какие-то совершенно иные приёмы, чем в романе. Именно их я и искала, выпуская книжку повестей и рассказов. Как уж получилось-читателю судить.
- Вы – за реализм, или готовы попробовать себя в каком фантастическом жанре?
Мария Аверина: На данном этапе жизни я точно могу сказать, что к иным формам не готова, меня привлекает реализм, для меня реализм – это то самое, что мне сейчас необходимо, что помогает мне осмыслить нашу с вами действительность. А уходить в "параллельные миры" мне бы сейчас не хотелось, мне кажется, что тут ещё не все мной узнано.
- Что вас расстраивает в современной литературе, а что – наоборот – внушает оптимизм?
Мария Аверина: За редчайшим исключением, современная литература превратилась в бесконечный сериал. В ней нет сегодня осмысления реальности, мыслей и чувств живущего рядом с нами человека, а есть имитация этого, заложенная в замысловатость сюжета. Книгу читаешь, закрываешь и забываешь. Ничто не трогает души.
Огромное спасибо Марии за душевный неформальный разговор! а какие вопросы авторы вы бы задали? Пишите в комментариях!
Читайте также мое интервью с Марией для журнала Эксмо и Книжная индустрия.
Другие интервью рубрики Неформальный разговор смотрите в специальной подборке на главной странице блога: Анаит Григорян, Антон Чиж, Юлия Набокова, Альбина Нури, Марина Крамер и другие авторы.