Найти тему

Как показано в искусстве пленение имама Шамиля

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Национальный герой народов Северного Кавказа, много лет сражавшийся с русскими войсками за независимость своего региона, имам Шамиль изображался художниками неоднократно. Харизматичная личность этого человека, окутанная легендами, вдохновляла на творчество. Шамиля изображали как русские, так и зарубежные художники, притом с неизменным уважением.

Даже такой эпизод, как сдача Шамиля в плен, отражен с большим пиететом к имаму. Посмотрим две картины на эту тему.

Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.

Алексей Кившенко. "Пленение имама Шамиля"
Алексей Кившенко. "Пленение имама Шамиля"

На полотне Алексея Кившенко Шамиль гордо стоит перед сидящим главнокомандующим русской армией князем Барятинским. Они смотрят друг другу в глаза. Рядом с имамом его сыновья и, скорее всего, переводчик. Все сдающиеся вооружены, что говорит об уважении и доверии к ним.

Имамом Чечни и Дагестана Шамиль стал в 1840 году и с тех пор возглавлял борьбу горцев за независимость. У него были прекрасные организаторские способности, талант военачальника, харизма, благородство — в общем, все те качества, которые нужны для того, чтобы стать духовным лидером и вождем народа. О Шамиле шла широкая молва, создававшая его привлекательный образ. Однако, он был и жестким, авторитарным человеком, стремившимся подчинить своей воле каждого. Именно это вызывало недовольство некоторых наибов, которые его, в конечном итоге, и предали.

Теодор Горшельт, "Шамиль и главнокомандующий князь А.И. Барятинский 25 августа 1859 года".
Теодор Горшельт, "Шамиль и главнокомандующий князь А.И. Барятинский 25 августа 1859 года".

Создав имамат, живущий по законам Шариата, Шамиль организовал четкое административное деление подконтрольной территории, разделив ее на наибства. Не всем нравились такие рамки, горцы привыкли жить по традиционным нормам адата, отсюда и глухое сопротивление изнутри. Извне же на имамат наседала русская армия. Поначалу Шамиль успешно вел войну, но, когда главнокомандующим русских стал князь Барятинский, произошла существенная перемена. Под руководством князя армия брала один аул за другим, наибы клялись в верности царю. В конце концов, Шамиль оказался в безвыходном положении. Выбор был между бессмысленным кровопролитием и почетным пленом. Шамиль выбрал плен.

Художник Теодор Горшельт, будучи еще и офицером, участвовал в пленении Шамиля. Он делал зарисовки события и потом написал документально верную картину. Все персонажи имеют портретное сходство. Композиция фотографически повторяет ситуацию. Горшельт изобразил и себя. Он стоит справа, единственный, кто с непокрытой головой.

Николай Сверчков. "Портрет имама Шамиля"
Николай Сверчков. "Портрет имама Шамиля"

Оказавшись в плену, имам Шамиль неоднократно встречался с царем Александром II, что, несомненно, говорит о том, что его статус воспринимался как очень высокий. Поначалу Шамиля с семьей поселили в Калуге, потом переселили в Киев с его более мягким климатом.

В 1869 году имаму с семьей разрешили выехать на паломничество в Мекку. Хадж был завершен в 1870 году, после чего Шамиль поехал в Медину, где и умер в феврале 1871 года.

Читайте еще на моем канале:

А была ли любовь? Непонятные отношения между поэтом и герцогиней

Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении