Как же могли появиться рабы в обществе, что стало причиной их появления в государстве? Об этом рассуждал Артемьев Алексей Артемьевич в издании «Краткое начертание римских и российских прав…» от 1777 года.
В России, конечно, рабство было куда сноснее, чем в том же Риме или Греции, так как русский человек свою жизнь всегда представлял естественным человеческим состоянием. Также, не малую роль играли представления в христианской вере, где владыка и раб перед престолом божиим наравне стоят. Отсюда, отсутствие в российских законах жестокости, например, иметь право жизни и смерти над своими рабами, как в Риме. Могли только продавать, дарить, закладывать, отчуждать, хотя и это за гранью понятия человечности, но таковы были времена. При этом рабов обязательно нужно было кормить и, в случае ослушания, владельцы наказывались, в противном случае они обязаны были отпустить рабов на волю.
Первым поводом к введению рабства в России служила кабала (с еврейского «займ»). С давних времен должник, будучи не в состоянии выплатить долг, отдавался в работу заимодавцу на некоторое время или отвечал головою, т.е. шел в вечное услужение, кабалу. Правда, если речь о знатном человеке, то его государь посылал к обиженному, где обиженный дружелюбно встречал и угощал виноватого, как бы отпуская домой, даже, если последний все-равно вздумает его ругать.
Вторым поводом введения рабства в России стало рождение. Все те, кто родился от раба или рабыни, автоматически становились рабами. Здесь решили использовать кальку с римского закона.
Третьим средством стал полон. Когда победители забирали пленных, особенно иноверцев, то частой участью плененного был вечный плен или рабство.
Четвертое средство было - кабалить вольных людей в наказание. Если кто-то стал изменником Московскому государству или не платил податей, убегал с государственной службы, то он тоже становился рабом.
Последним пятым средством кабалить вольных людей стал брак. Именно по этому в России по рабыне холоп, когда вольный женится на крепостной, и по рабе холопка, когда вольная идет замуж за крепостного.
Такие выводы сделал Артемьев А.А. при установлении причин рабства в России, но, как мне кажется, большей частью в Московском государстве (о чем сказано в 4-ом пункте), так как Поволжье, Урал и Сибирь жили чуть вольнее. Достаточно вспомнить о таком явлении, как разгул казачьей вольницы по Волге и Каме. Где же ему возникнуть, как не на более свободных территориях, а вернее менее контролируемых.
Родина скифов - Уральские горы.